На этой захватывающей диораме в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке чучело индийского оленя замбара изображено застывшим в тревожном колебании. Одна из передних ног замбара поднята, готовая ударить копытом о землю в оборонительном жесте, характерном для всех оленей при опасности. Перепуганное животное со всех сторон окружено стаей красных волков, которые рычат, скалятся и огрызаются, постепенно продвигаясь вперёд в попытке загнать свою жертву в угол.
Один из волков лежит мёртвым или умирающим у ног оленя, сбитый свирепым ударом копыта и втоптанный в землю. Но время и удача на исходе: замбар должен выбрать либо бегство, либо бой. Если он сбежит, то либо опередит своих врагов, либо погибнет от их лязгающих клыков медленной и ужасной смертью. В противном случае он может занять твёрдую позицию и продолжать сражаться, хотя неизбежно устанет или дрогнет и будет сбит с ног и разорван врагами на куски.
Азиатские красные волки являются грозными хищниками. Разумно сбиваясь в стаи, они, как известно, преследуют и убивают других крупных хищников, таких как леопарды, и даже иногда бенгальских тигров. Учитывая широкое географическое распространение обоих видов, сцена, изображённая на этой диораме, могла бы происходить где угодно, от сухих тропических лесов Индии и Непала до дождевых лесов Суматры, Явы или Индокитая. Но на этом конкретном музейном экспонате изображён горный регион Майсур на юго-западе Индии.
Сила этой диорамы заключается в её способности открывать множество перспектив. Многие посетители видят в этой сцене жестокую драму, в которой они с тревогой сопереживают отчаянному положению замбара. Другие же могут по достоинству оценить эту выставку как воссоздание вечной сцены хищничества, когда волки выполняют свою экологическую роль по контролю за видами, которые в противном случае переполнили бы леса. Здесь много интерпретаций повествования, в том числе в контексте экологической истории Индии того времени, когда была создана диорама.
Для британских колониальных властей в Индии и индийской элиты, которые в красных волках видели лишь вредителей (и даже организовывали их отстрел), такая сцена, несомненно, вызвала бы раздражение по поводу «уничтожения» оленя, на которого они и сами не прочь были поохотиться. А многие коренные лесные племена при виде замбара, преследуемого стаей красных волков, предвкушали хорошую трапезу из оленины. Они отгоняли волков от добычи и устраивали пир всей деревней.
Но в XXI веке эта драма рассматривается с особой горечью, когда осознаёшь, что такие неподвластные времени сцены природного мира уже в ближайшем будущем можно будет увидеть лишь мельком с помощью музейных диорам. Сегодня красный волк и его добыча замбар быстро исчезают с обширных территорий Индийского субконтинента, где оба вида числятся исчезающими. Многие защитники природы полагают, что красный волк подвергнут даже большему риску исчезновения, чем его извечный враг бенгальский тигр.
Полезно знать
Американский музей естественной истории открыт ежедневно с 10:00 до 17:45. Вход бесплатный, но приветствуются пожертвования. Диораму с замбаром и красными волками можно найти в Зале азиатских млекопитающих рядом с другими невероятными диорамами.