В одном из залов лабиринта Американского музея естественной истории в Нью-Йорке вы увидите захватывающую диораму с настоящими драконами — комодскими варанами.
На диораме самка дикого кабана погибла от ядовитого укуса комодского варана, который вгрызается в свою добычу клыками, пережёвывая разлагающуюся плоть. Два других экземпляра гигантских ящериц изображены приближающимися к туше кабана будто бы с намерением отогнать первого варана от добычи. Один из этих варанов неуклюже топчется на заднем плане, его раздвоенный язык мерцает, пытаясь поймать в воздухе следы запаха гниющей плоти. Другой изображён придвинувшимся ближе, а его глотка раздута в предвкушении обеда.
Посмотрите внимательно на тушу кабана, и вы заметите, как кропотливо таксидермист работал над деталями. По ней ползают несколько падальных мух, собирающихся отложить яйца, из которых вылупится масса голодных личинок. Взгляните ещё раз на мёртвые остекленевшие глаза этой несчастной кабанихи, и вы, возможно, увидите, что художник даже отразил в них посмертные изменения. Зеленоватый оттенок стеклянных глаз идеально передаёт цвет тускнеющего тапетума мёртвого животного.
Учитывая непосредственность и поразительный реализм этой сцены, вы будете удивлены, узнав, что возраст именно этой диорамы уже почти 100 лет. Однако немалый возраст экспонатов — не единственное, что привлекает внимание в этой выставке. Не менее интересна и история о том, как были собраны эти чучела, их появлении в музее и их влиянии на массовую культуру.
К началу XX века большая часть мира и его фауны уже была задокументирована и открыта исследователями и натуралистами. Но всё же оставалось несколько отдалённых районов, куда редко ступала нога экспедитора, и одним из таких мест был остров Комодо в Индонезии. В научных кругах упорно распространялись слухи, будто на этом острове водятся огромные рептилии, похожие на динозавров.
Небольшое количество их шкур, костей и фотографий, добытых путешественниками, попало в несколько музеев по всему миру, но цельные типовые экземпляры этого вида и особей для зоопарков ещё предстояло получить. Поэтому неудивительно, что когда в 1920-х годах богатый молодой исследователь и натуралист Уильям Дуглас Бёрден будто бы невзначай затронул перед президентом музея тему желания «поймать дракона», ему было дано добро на экспедицию, из которой он должен был привезти отчёты о поведении этого животного и образцы для коллекции, живые и мёртвые.
В 1924 году экспедиция отправилась на пароходе в дальнее путешествие за 25 000 км на остров, который в то время технически был территорией Голландской Ост-Индии. Вскоре экспедиция получила видеозаписи драконов, оставив приманку из мёртвых оленей и кабанов и засняв рептилий из-за укрытий, когда они пожирали падаль. Бёрден собрал 12 варанов для музеев и даже смог поймать несколько живых особей для нью-йоркских зоопарков.
После триумфального возвращения внимание средств массовой информации к прибытию образцов, как живых, так и мёртвых, за одну ночь превратило этих животных в сенсацию: толпы посетителей стали стекаться в музей и зоопарк, чтобы хоть мельком увидеть их. Отчёт Бёрдена о своём приключении «Ящерицы-драконы Комодо» стал коммерческим хитом и оказал заметное влияние на голливудского сценариста Мериана Купера. Прочитав книгу Бёрдена, Купер вдохновился на создание фильма «Кинг-Конг», который впоследствии изменил историю кинематографа. Большую часть сюжета фильма он основал на донкихотских поисках Бёрдена и натравил на знаменитого главного героя монстров-рептилий, прототипами которых послужили комодские вараны.
Полезно знать
Диораму с комодскими варанами можно увидеть на 3-м этаже музея в галерее рептилий и амфибий. Американский музей естественной истории открыт ежедневно с 10:00 до 17:45. Вход бесплатный, но приветствуются пожертвования, которые идут на его содержание и поддержку научной работы.
Если хотите увидеть комодского варана в живую, загляните в Бронкский зоопарк.