Знаменитое центральное оформление Зала африканских млекопитающих имени Эйкли в Американском музее естественной истории, несомненно, является одной из самых поразительных когда-либо созданных диорам с чучелами животных.
В этой сцене стадо из восьми гигантских слонов встревоженно бежит по центру галереи за своей предводительницей. Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите маленького слонёнка, который ковыляет в тени своих огромных заботливых членов семьи. Его хобот трогательно переплетён с хоботом матери, которая будто бы утешает малыша. В конце группы идёт молодой самец, поднявший свой огромный хобот в готовности издать оглушительный сигнал тревоги, который за нескольких секунд обратит охваченное паникой стадо в бегство через саванну.
Чтобы подчеркнуть скрытое напряжение, наполняющее сцену, в задней части группы стоит ещё один самец. Он гораздо крупнее своего взволнованного собрата и изображён доблестно развернувшимся в оборонительной позиции, как бы в арьергарде, в ответ на звук, издаваемый чем-то, идущим на некотором расстоянии позади. Если нападающий приблизится, он с неистовой храбростью ответит контратакой и, при необходимости, пожертвует своей жизнью ради безопасности стада.
Большинство этих животных, внушающих благоговейный трепет, были привезены из Африки таксидермистом и натуралистом Карлом Эйкли, который также лично создал чучела четырёх слонов. Как минимум одна из крупных взрослых самок была добыта бывшим президентом Тедди Рузвельтом во время его сафари в Восточной Африке в 1909-1910 годах. Эйкли окрестил эту диораму «Тревога», поскольку на ней изображено стадо испуганных слонов, запечатлённых в напряжённый момент перед паническим бегством.
Эйкли на собственном горьком опыте познал, насколько опасными и непредсказуемыми могут быть эти животные. Его чуть было не убил слон во время экспедиции в Кению в 1906 году для сбора образцов для музея. Когда экспедиция продвигалась по саванне в поисках диких животных, мужчины сначала услышали душераздирающий крик, а затем, спустя несколько секунд, увидели молодого самца слона, нёсшегося к ним из зарослей акации. Разъярённое животное повалило натуралиста, стоявшего впереди группы, на землю и продолжило топтать его. Носильщики, испуганные внезапным нападением, подумали, что Эйкли мгновенно погиб, и бросились бежать в лагерь.
Когда жена Эйкли, Делия, услышала о том, что произошло, она настояла на том, чтобы её отвезли на место нападения, чтобы забрать тело. Там она, к своему великому удивлению, обнаружила, что её муж каким-то образом выжил в этой встрече со слоном, хотя и получил несколько серьёзных травм. Несмотря ни на что, натуралист, бросая вызов смерти, упрямо цеплялся за жизнь и смог перенести изнурительное путешествие по горной местности до ближайшей больницы. Как только Эйкли оправился от травм, он сразу же вернулся к работе, продолжив изучение дикой природы Африки.
После того как слоновьи шкуры были отправлены в музей, Эйкли потребовалось много лет, чтобы изготовить из них чучела. Потребовалось приложить немало усилий, чтобы натянуть их на полноразмерные модели из глины, проволоки и деревянных каркасов. Эйкли даже ночью работал над своими диорамами в тускло освещённых залах музея, сжигая масло и заправляясь бесконечными чашками кофе и бренди.
Полезно знать
Американский музей естественной истории открыт ежедневно с 10:00 до 17:45. Вход бесплатный, но приветствуются пожертвования. Стадо слонов стоит в центре Зала африканских млекопитающих имени Эйкли.