Процесс депортации флорентийских евреев в ужасные годы Второй мировой войны подробно задокументирован. Из 243 человек, вывезенных из города, по окончании войны возвратились лишь 13. Роль, которую в этих преступлениях сыграла железнодорожная станция «Санта-Мария-Новелла», отмечена поразительным памятником и металлической мемориальной табличкой, установленными на платформе №16.
Скульптура представляет собой отрезок железнодорожных путей, которые перекрыты несколькими большими каменными блоками, расколотыми металлическим гвоздём для крепления рельсов. Мемориал воздвигнут в память о евреях и других гражданах Италии, которых целыми составами вывозили с платформы №16 в нацистские концентрационные лагеря во время холокоста.
Однако многим неизвестно, что на той же станции находится ещё один, более скромный мемориал жертвам другой депортации, мотивы которой были скорее политическими.
В начале марта 1944 года Италия была разделена на две части. Жители юга страны свергли Муссолини и перешли на сторону союзников. В то же время на севере, включая Флоренцию, местные фашисты при поддержке немецких оккупантов основали Итальянскую Социальную Республику, возглавленную всё тем же Муссолини.
В первых числах марта Комитеты национального освобождения Северной и Центральной Италии объявили всеобщую забастовку в той части страны, которая находилась под контролем фашистов. В ответ итальянские фашисты совместно с германскими нацистами арестовали сотни мужчин и женщин, принимавших участие в забастовке, и допросили их в здании старой школы на Пьяцца Тассо. После этого всех женщин отпустили, но 338 мужчин препроводили на станцию «Санта-Мария-Новелла» и вывезли в германские концентрационные лагеря, главным образом в Маутхаузен. Только 64 человека, или 19 % депортированных, дожили до конца войны.
В 47-ю годовщину депортаций на вокзале была установлена довольно скромная мемориальная доска. Она служит напоминанием о том, что платформа №16 стала последней частью Флоренции, которую суждено было увидеть большинству жителей, вывозимых за пределы страны.
Полезно знать
Вокзал в стиле ар-деко, ставший одним из масштабных проектов правительства фашистской Италии, достоин посещения и сам по себе.