В 1530 году, скрываясь от гнева Папы Римского, Микеланджело спрятался в маленькой потайной комнате, расположенной под часовней Медичи в базилике Сан-Лоренцо. Художник работал над роскошной гробницей, когда во Флоренции вспыхнуло восстание, и он был вынужден скрываться. Имея только много времени и немного угля, узник покрывал стены комнаты эскизами.
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони спроектировал часовню Медичи как очень сложный куполообразный мавзолей для семьи своего покровителя. Однако в течение трех месяцев ему приходилось прятаться под ней и разрисовывать стены изображениями самого себя, Христа, и даже, как считают некоторые эксперты, набросать репродукции картин с потолка Сикстинской капеллы, которые он завершил в 1512 году.
Микеланджело был обязан своей успешной карьерой Медичи, одной из богатейших и влиятельных семей в Европе того времени. Тем не менее, в 1529 году он примкнул к другим флорентийцам, уставшим от правления Медичи, надеясь на более демократичную систему правления. Бросить вызов влиятельной семье, не говоря уже о Папе (Климент VII был также Медичи), для художника, чья жизнь и карьера зависела от нее, было парадоксальным поступком. Однако же он сделал это. Вместе с восставшими он укреплял городские стены от дружественных Медичи сил во главе с самим Папой.
После десяти месяцев борьбы Папа и семья Медичи одержали победу, а сторонники республиканцев были без промедления подвергнуты наказанию. Наказание коснулось бы и Микеланджело, не спрячься он в свое подземное убежище на целых три месяца.
Он вновь появился в ноябре 1530 года, после того, как Папа дал понять, что Микеланджело может вернуться, не опасаясь наказания, для завершения работы над капеллой. Покровители Микеланджело, желающие наконец получить законченную гробницу, простили художника. Микеланджело хранил в секрете, где он был, и почти 500 лет его местонахождение оставалось тайной. В течение этого времени некоторые полагали, что он находился у какого-либо друга или в церковной колокольне.
Комната и эскизы не были обнаружены до 1976 года, пока на них не наткнулся директор музея при часовне Медичи. С тех пор по причине своей хрупкости крошечное, темное, почти глухое пространство то открывалось, то закрывалось для публики. Представьте себе, что вы проведете там три месяца не имея возможности делать ничего, кроме как рисовать на стенах.
Полезно знать
Часовня является частью Базилики Сан-Лоренцо (Базилики Святого Лаврентия) в центре Флоренции. Она открыта с 8:15 до 17:00 ежедневно, кроме 2-го и 4-го воскресенья каждого месяца, 1-го, 3-го и 5-го понедельника. Плата за вход составляет 8 евро для взрослых, 4 евро для детей, для пожилых людей и студентов – первое воскресенье каждого месяца бесплатно.
Как выяснилось, слишком частое посещение туристами пагубно сказывается на состоянии рисунков, поэтому потайная комната в настоящее время официально закрыта для публики. Однако иногда делаются исключения, поэтому стоит попытаться спросить. Вам может повезти. Если нет, то, как сообщает сайт florencewebguide.com, за алтарем часовни вы можете увидеть рисунки и наброски, также приписываемые Микеланджело.