Вам не покажут его ни на одной официальной экскурсии по театру Форда в Вашингтоне, где 14 апреля 1865 года убили президента Авраама Линкольна. Но ключевой элемент дерзкого побега убийцы Джона Уилкса Бута из театра в ту ночь можно легко найти, если знать, где искать.
Когда актёр Джон Бут узнал, что Линкольн будет присутствовать на спектакле «Наш американский кузен» в театре Форда вечером в ту Страстную пятницу, он понял, что это будет его последний шанс выступить. С тех пор как провалилась более ранняя попытка похитить Линкольна и использовать его в качестве разменной монеты Конфедерации, Юг почти потерпел поражение, и Гражданская война быстро подходила к концу. Столица конфедератов Ричмонд, штат Виргиния, пала 3 апреля, а всего шесть дней спустя генерал южан Роберт Ли сдался войскам Союза в Аппоматтоксе. И Бут решил: сейчас или никогда.
Бут вынашивал план ликвидации самого главы США совместно с тремя сообщниками. Будучи актёром, он много раз выступал в театре Форда, хорошо знал планировку здания и был знаком с труппой и рабочими сцены. Он легко мог подкрасться к Линкольну во время спектакля и убить «тирана», которого обвинял в разрушении южного уклада.
Во время третьего акта Бут пробрался в президентскую ложу слева над сценой, запер дверь изнутри и в тот самый момент, когда особенно смешная реплика в пьесе гарантированно бы вызвала в зале взрыв смеха, выстрелил из своего «дерринджера» в голову президента.
Планируя нападение, Бут знал, что у него не будет шансов сбежать из театра через главный вход. Даже если бы звук выстрела был полностью заглушен смехом зрителей, кто-нибудь в ложе Линкольна всё равно бы поднял тревогу. Но Бут хорошо знал планировку театра. Спрыгнув на сцену внизу, он проскользнул за кулисы, чтобы добраться до задней двери, выходящей в переулок.
В 1865 году участок за театром Форда был известен как Баптистский переулок. До того, как владелец Джон Форд купил здание в 1862 году и превратил его в один из лучших театров Вашингтона, в этом кирпичном доме размещалась 10-я баптистская конгрегация, которая и дала название переулку. Будучи актёром театра Форда, Бут имел собственную небольшую конюшню в переулке. В эту ночь он оставил свою гнедую кобылу у задней двери и попросил рабочего сцены присмотреть за лошадью. Когда Бут вырвался из двери в переулок, ему потребовалось всего несколько секунд, чтобы вскочить в седло и умчаться галопом, на всякий случай стукнув театрального работника дубинкой по голове.
Спустя более 150 лет, несмотря на десятилетия благоустройства и реконструкции окрестностей, Баптистский переулок всё ещё существует. Конюшни Бута давно там нет, как и соседних домов, жители которых давали показания в полиции о том, что они видели той ночью. Многие здания XIX века, построенные вдоль переулка, были заменены более современными сооружениями. Даже задняя стена театра была отреставрирована после обрушения в 1893 году. Но когда вы сворачиваете в ныне безымянный переулок, нетрудно представить себе ту безумную давнюю сцену.
Поскольку театр Форда полностью восстановлен как внутри, так и снаружи, Баптистский переулок — это, по сути, всё, что осталось от той исторической ночи. Каждый день бесчисленное множество туристов и местных жителей проходят мимо, даже не взглянув на него, не подозревая, что под самым их носом скрывается подлинная часть истории США.
Полезно знать
Вход в Баптистский переулок находится на F-стрит между 9-й и 10-й улицами, и он всегда открыт. Войдя и пройдя по переулку с F-стрит, взгляните направо и увидите заднюю стену театра Форда. Если кто-то спросит, что вы там делаете, просто объясните, что вам интересно узнать об истории этого места. Координаты на карте указывают на адрес театра Форда, а переулок находится за углом на F-стрит. Есть также несколько пешеходных экскурсий, которые захватывают Баптистский переулок.