Гуляя в спокойной тишине Кафедрального собора Сеговии, любуясь разноцветными витражными окнами и восхищаясь великолепной готической архитектурой, можно заметить любопытное полотно, висящее на стене.
В ветвях дерева, символизирующего жизнь, кипит шумная вечеринка с угощением, живой музыкой и весельем. В то же время внизу зловещий скелет ожесточённо рубит ствол своей косой. Смерти помогает пухлый бес размером с хомяка, тянущий за обвязанную вокруг ствола верёвку с намерением повалить дерево на землю, а стоящий рядом Христос готовится напомнить пирующим о бренности жизни.
По современным меркам изображённая на этом «мементо мори» сцена выглядит слегка комичной, однако в XVII веке аллегория вполне могла вселять страх и ужас в крестьян, приходивших в собор молиться или исповедоваться в своих грехах. Даже сегодня картина, названная «Дерево жизни» («Эль-Арболь-де-ла-Вида»), способна пробудить в посетителях мысли о минувших веках и неизбежности смерти.
К сожалению, помимо имени, о создателе картины известно немногое. К моменту своей смерти в 1661 году Игнасио де Риес написал немногим больше десятка религиозных полотен, сегодня украшающих своих присутствием стены нескольких соборов Испании.
Полезно знать
«Дерево жизни» — одно из множества полотен, висящих в часовне Непорочного Зачатия (Капилья-де-ла-Консепсьон) Кафедрального собора Сеговии.