Вероятно, Сапармурат Ниязов больше всего известен благодаря своим странным законам. При нём в столице Туркменистана под запрет попало практически всё, от пения под фонограмму до дурно пахнущих собак. Однако немногие знают, что Ниязов был также изданным писателем, создавшим эксцентричный труд под названием «Рухнама».
«Рухнама» («Книга души») — это наглядное проявление культа личности многолетнего туркменского президента Ниязова. Он написал её в 2001 году в качестве духовного путеводителя нации, намереваясь «туркменизировать» свою страну. Книга представляет собой причудливую смесь исторического ревизионизма, духовных идеалов, религиозных норм и сказок. Её первый том был издан в 2001 году, а второй — тремя годами позднее.
Указом Ниязова чтение этой книги стало обязательным во всех школах и университетах, а государственные служащие тестировались на знание её содержания при приёме на работу. Позднее тест на знание «Рухнамы» стал неотъемлемой частью экзаменов на получение водительских прав. По утверждению Ниязова, сам Бог сказал ему, что прочитавшие книгу после смерти отправятся в рай.
Труд Ниязова часто сравнивают с известной «Зелёной книгой», написанной ливийским диктатором Каддафи. За пределами Туркменистана выход «Рухнамы» был встречен большей частью с иронией: в ней видят превосходный пример причудливой, тоталитарной природы туркменского режима. Книга демонстрирует подозрительное смешение понятий «государство» и «глава государства», существующее в этой стране.
Даже смерть Ниязова в 2006 году не привела к уменьшению популярности книги, и его преемник до сих пор считает «Рухнаму» одной из важнейших частей туркменского наследия. Несмотря на свою эксцентричность, она была переведена на несколько иностранных языков (главным образом благодаря спонсорству иностранных компаний, получивших взамен крупные контракты).
Гигантская «Рухнама» — далеко не единственный необычный результат культа личности Ниязова. Он превратил Ашхабад в одно из самых политически странных мест на земле, украсив город золотыми памятниками самому себе и избавив от всех «нетуркменских» элементов, включая театры. Кроме того, Ниязов оказался единственным писателем, достаточно самовлюблённым для создания огромного монумента собственному литературному труду.
Полезно знать
Местоположение: г. Ашхабад, Туркменистан