В период с 1985 по 2008 год рыбакам и любителям путешествовать на лодке по озеру, образованному водохранилищем Урибанте в Тачире в Венесуэле, открывался необычный и жуткий вид: одинокий и покрытый плесенью крест, явно прикрепленный к чему-то более большому, глубоко под поверхностью, криво поднимался из воды.
Однако в 2008 году крест начал подниматься все выше и выше из воды, раскрывая большую часть готического строения. Тревожный крест был буквально лишь вершиной чего-то гораздо более массивного.
На самом деле, строение не поднималось из воды. Сама вода водохранилища отступала, раскрывая то, что озеро скрывало более двух десятилетий. К 2010 году вода почти полностью отступила, обнажив большой участок равнины и возвышающуюся готическую церковь, которая когда-то была почти погружена в воду.
Церковь принадлежала городу Потоси, который в 1985 году был целенаправленно затоплен при постройки плотины на близлежащей реке для создания гидроэлектростанции. Все жители Потоси были переселены, а их дома покинуты. В течение 20 лет всё, что оставалось от их прежней жизни — это крест на вершине шпиля церкви, однажды поднимавшийся высоко в небо, а затем опустивший на землю и почти (но не полностью) утонувший.
Это не редкость, когда город затапливается при строительстве плотины. Сент-Томас, штат Невада, сейчас покоится на дне озера Мид возле Лас-Вегаса. То же самое произошло с Вилариньо дас Фурнаш, 2000-летним городом в Португалии. В других случаях это стихийное бедствие, которое неожиданно затопляет близлежащую реку, как это произошло с городом-призраком Тисл в Юте; или океан поднимается и просто никогда не отступает, что вызвало затопление пиратского города Порт-Ройал на Ямайке.
Менее распространенным является феномен, когда часть здания (в данном случае колокольня одной церкви) виднеется над поверхностью воды. Для некоторых стало ярким символом то, что крест, украшающий вершину этого строения, гордо оставался над поверхностью, указывая на местоположение бывшего города.
Сильные засухи и нехватка воды в Венесуэле привели к быстрому дренированию водохранилища, из-за чего церковь стала появляться из-под воды. Эрозия и повреждение водой придали ему древний и дикий вид. И хотя впечатляющий фасад и шпиль остались целыми, тело церкви было изношено, в результате чего возникает эффект "видения" церкви: она кажется цельной и красивой с фасада, но потрошенной и пустой с боков.
В течение многих лет крест, выходящий из воды, был символом смытого города. Теперь открытая и пустая церковь выступает в качестве жуткой метафоры для города, из которого были "удалены" его жители.