В 430-х годах н. э. тунисский епископ по имени Септимий Целий Гаудиоз вместе с несколькими другими его церковными коллегами был отправлен в плавание на лодке без вёсел по Средиземному морю королём вандалов Гейзерихом, который только что покорил римскую Северную Африку. Раскол в отношениях между восходящим королём и епископом произошёл из-за отказа последнего принять арианство, исповедуемое вандалами.
Несмотря на отсутствие вёсел, Гаудиоз добрался до Неаполя, где основал монастырь, распространил в Италии Устав Святого Августина (другого африканского святого) и, согласно легенде, был похоронен вместе с другими африканскими беженцами V века в катакомбах греческой эпохи, расположенных в месте, которое сегодня является городским районом Санита.
На протяжении поздней античности и раннего средневековья катакомбы украшались образцами древнейших сохранившихся христианских произведений искусства, а также простыми рисунками винограда, рыбы, ягнят, свечей и картинами апостолов. Самое раннее известное изображение Девы Марии в регионе Кампания было написано в маленькой часовне, которая теперь является частью подземного комплекса, построенного рядом с могилами паломников и верующих (фреску перенесли в близлежащую базилику Санта-Мария-делла-Санита) ,
Из-за оползней и частого воровства к концу средневековья комплекс закрыли. Многие из туннелей катакомб постепенно завалило сходящими селями. Кражи в древних гробницах были настоящей эпидемией в бурное средневековье — неаполитанцы стали защищать свои святые владения после того, как принц соперничающего города Беневенто в IX веке похитил реликвии в катакомбах святого Януария, самого важного святого Неаполя. После этого соседние катакомбы святого Гаудиоза были запечатаны в стенах города и постепенно забыты.
Перенесёмся в конец XVI века. Рядом с заброшенными катакомбами, которые нашли себе применение в качестве фермерского погреба, построили базилику Санта-Мария-делла-Санита. Доминиканский орден, который управлял церковью, раскопал гробницы и быстро переоборудовал их в место для захоронений. Монахи, использовавшие катакомбный комплекс, усовершенствовали процесс мумификации, сделав его весьма популярным среди богатой элиты Неаполя XVII века, а её представили за небольшую плату ордену получали дополнительный «бонус».
Процесс мумификации происходил следующим образом. На первом этапе труп помещали в нишу, вырезанную в стене гробницы. Затем в определённых точках тела прорезались отверстия, и в течение года из него выходили все телесные жидкости. Затем осушённые останки встраивались в стены катакомб. Тело покрывалось раствором, на который наносилось изображение человека в виде скелета, соединённого с торчащей из стены головой (реальным черепом умершего).
Результатом становилась крайняя форма учения memento mori, которая подчеркивала интерес доминиканцев к голове как к центру мысли и, следовательно, к источнику знания о божественном. Желание быть захороненным в катакомбах было в то время настолько сильным, что, к примеру, Джованни Бальдуччи, художник, занимавшийся росписью фресок, отказывался брать деньги за свою работу, обменяв оплату своего труда на возможность быть погребённым по соседству с аристократами Неаполя.
Проблемы с гигиеной, возникавшие из-за нахождения во влажных закрытых катакомбах разлагающихся трупов, к концу XVII века вынудили доминиканцев отказаться от подобной практики захоронений. В последующие века многие останки были перенесены на близлежащие кладбища. До недавнего времени очень немногие знали о существовании скрытых катакомб в Санита, шумном рабочем районе Неаполя. Только в 2006 году местный кооператив археологов и искусствоведов начал раскопки и стал проводить экскурсии по комплексу.
Полезно знать
Экскурсии в катакомбах осуществляются организацией Cooperativa La Paranza. Туры проводятся на итальянском и английском языках каждый день недели с 10:00 до 13:00.