Римская сексуальная жизнь стала настоящей проблемой для археологов XIX века, отвечавших за раскопки и сохранение остатков Помпеев и Геркуланума.
Римляне в целом, а также жители Помпеев и близлежащего Геркуланума в частности, высоко ценили эротику в искусстве и предметах быта. Необычайно одарённый бог Приап считался обычным символом удачи, который можно было встретить во всём, от фресок до колокольчиков в форме пениса и забавных масляных ламп (считается, что его огромный член был вовсе не символом секса, а служил для отпугивания воров). На стенах изображались сцены из мифов с половыми актами, тайными любовными свиданиями и озорными сатирами. В некотором смысле эта эротика была на том уровне, на котором даже в современном обществе возникли бы проблемы, не говоря уже о Европе XIX века.
Разграбление Помпеев началось в конце XVIII века в правление короля Карла III из династии Бурбонов, который искал интересные предметы старины для своих частных коллекций. Когда в 1806 году в город вошёл брат Наполеона, французы разработали первый организованный план раскопок Помпеев, и этот процесс продолжился после того, как контроль над Неаполем вернулся к Бурбонам, при Фердинанде I.
Как это было принято при раскопках того периода, фрески снимались со стен, а небольшие предметы интерьера, мебели и статуи увозились на хранение, изучение и для выставки. Всё, найденное в Помпеях переместили в Национальный археологический музей Неаполя.
В 1816 году по Европе начал распространяться ограниченный выпуск французского каталога с иллюстрациями коллекции. Большинство экземпляров были конфискованы и уничтожены властями, и в конечном итоге каталог стал очень востребованным предметом коллекционирования.
Когда сын Фердинанда, Франческо I, посетил выставку с женой и маленькой дочерью в 1819 году, он был потрясён столь откровенными образами и приказал убрать все предметы сексуального характера из поля зрения и запереть в секретном кабинете, куда оставался доступ только у ограниченного круга исследователей (и посетителей мужского пола, подкупавших персонал).
В самих Помпеях фрески эротического содержания двухтысячелетней давности закрыли металлическими ставнями и показывали только за дополнительную плату, разумеется, посетителям мужского пола.
Всё это только подогревало интерес к коллекции, и посещение Секретного кабинета стало одним из пунктов Гран-тура для европейских джентльменов.
Среди десятков каменных пенисов, фаллических колокольчиков и пикантных мозаик самым популярным стал один экспонат - «Коза». Эта статуя детально изображает совокупление сатира с козой. Её раздвинутые ноги прижаты к его груди, а сама она смотрит на него с некоторой нежностью.
В 1849 году Секретный кабинет был заложен кирпичом и, как известно, оставался недоступным для женщин, молодёжи и широкой публики. В течение полутора столетий коллекция находилась запертой, открываясь лишь на короткое время при Гарибальди и один раз в 1960-х годах.
В 2000 году выставку окончательно открыли для публики, а в 2005 году она была перемещена в отдельную галерею.
Полезно знать
Выставка «Секретный кабинет» - это часть Национального археологического музея Неаполя. Приехав в музей, подойдите к администратору и договоритесь о её посещении.