Посещая Парижские катакомбы, не пожалейте несколько дополнительных евро на эту экскурсию. Почему? Потому что эти прекрасно детализированные скульптуры, вырезанные вручную в стенах туннеля два столетия назад рабочим каменоломни, не входят в стандартную экскурсию, но их обязательно нужно увидеть.
Вырезанные в камне миниатюрные фигуры с удивительными изящными деталями позволяют понять людей, которые работали под землёй, ежедневно раскалывая скалы для строительства любимого города наверху. До того, как катакомбы стали местом упокоения десятков тысяч парижан, подземные туннели представляли собой каменоломни, материал из которых использовался для строительства Парижа. Это было крайне опасное занятие, и многие рабочие погибали из-за тяжёлых условий труда и в результате обвалов.
Одним из первых рабочих был человек по имени Франсуа Декюр, бывший солдат армии короля Людовика XV. Во время Семилетней войны Декюр был заключён англичанами как военнопленный в форт недалеко от порта Маон на Менорке, одном из Балеарских островов в Средиземном море. После войны он вернулся в Париж и устроился работать в каменоломнях. Там он наткнулся на небольшое помещение, а точнее, пространство, о котором никто не знал. Между 1777 и 1782 годами он тайком приходил сюда во время обеденных перерывов или после смены и вырезал барельефы, повествующие о своём военном прошлом.
Одна скульптура представляет собой воспоминания Декюра о Маоне, где он содержался в тюрьме, другая — о месте под названием Порт-Филипп. Пожалуй, самой впечатляющей является детализированная скульптура, изображающая квартал Казерн (казармы). Считается, что работы являются воображаемыми Декюром версиям тех мест, вероятно, немного отличающимися от реальности. Тем не менее, они служат своеобразным порталом в прошлое. Если учесть, что сцены были созданы с использованием устаревших инструментов и при свете факелов, скульптуры кажутся ещё более захватывающими.
К сожалению, Декюр был смертельно ранен в результате обвала, который произошёл, когда он вырезал лестницу к своим работам. Некоторые надписи на скульптурах, возможно, были сделаны в память о художнике уже после его смерти. Произведения были повреждены во время Великой Французской революции и впоследствии не раз реставрировались.