В июле 1916 года немецкий поэт, режиссёр и философ Хуго Балль стоял на крошечной сцене кафе «Кабаре Вольтер» и читал первый манифест, знакомящий мир с новой концепцией мышления и культуры. Это был дадаизм: «Международное слово. Просто слово, а слово есть движение».
Балль вместе со своей женой Эмми Хеннингс и несколькими единомышленниками-дадаистами, такими как поэты Тристан Тцара и Жан Арп, открыли в Цюрихе это маленькое кафе, галерею и салон как своего рода витрину растущего бурного движения. Этим они начали новую главу в истории западной культуры.
Именно здесь, на улице Шпигельгассе, часто в странных, эпатажных костюмах они играли на фортепиано, пели, танцевали и читали стихи, представляющие собой новую форму поэзии, а также спорили и выступали против войны.
Во время Первой мировой войны Швейцария придерживалась нейтралитета, и Цюрих стал раем для художников, философов, учёных и писателей. Сюда съезжались со всех концов Европы и России преследуемые по политическим мотивам. Неподалёку жил и В. И. Ленин, который, вероятно, захаживал в это кафе на огонёк.
После опустошительной войны Балль и разношёрстное сообщество художников-единомышленников, или «антихудожников», как они предпочитали себя именовать, надеялось создать постоянный дом для своего антивоенного самовыражения, но отсутствие сплочённости в их рядах погубило «Кабаре». Совместные концерты-собрания продлились всего год или около того, но авангард пошёл дальше.
Со временем «Кабаре Вольтер» пришло в упадок, и после непродолжительного периода оккупации сквоттерами, называвшими себя неодадаистами, здание было спасено от сноса. В 2004 году помещение открылось как кафе, культурный образовательный центр и книжный магазин. Хуго Балль и его друзья не особо разбирались в организованных торжествах, но даже они, вероятно, поддержали бы празднование столетия дадаизма.
Полезно знать
«Кабаре Вольтер» в центре Цюриха открыто со вторника по воскресенье. Понедельник — выходной.