Эль-Пуэрто-де-Веракрус (как теперь принято называть город на берегу Мексиканского залива, чтобы отличать его от одноимённого штата) - главные ворота в Мексику вдоль Атлантического побережья. Поэтому, когда Мексика с обретением независимости начала позиционировать себя как полустабильная демократическая страна, Веракрус стал пунктом въезда для многих иммигрантов и беженцев из Европы и Ближнего Востока.
Большинство этих мигрантов прибыли в конце XIX и начале XX веков. Одной из примечательных групп были дети, осиротевшие или брошенные во время Второй мировой войны и Гражданской войны в Испании. Другая группа начала прибывать в 1880-х годах с Ближнего Востока в связи с экономической неопределённостью в протекторате Горный Ливан, куда входили части современного Ливана, Сирии, Палестины и Ирака. Затем последовали дальнейшие волны иммиграции, связанные с политической нестабильностью в регионе, особенно в период с 1930-х по 60-е годы во время арабо-израильских конфликтов.
Культурное влияние этих переселенцев, многие из которых отождествляют себя с ливанской христианской культурой, можно увидеть во всех сферах мексиканской жизни. Один из самых ярких примеров - кулинария: ближневосточный метод вертикальной жарки мяса стал использоваться в таких мексиканских блюдах, как тако аль-пастор и тако арабес в Центральной Мексике, а также киби (основанный на кеббе) на полуострове Юкатан. В религиозном плане мигранты ввели в Мексике культ Святого Шарбеля, который в настоящее время распространён по всей стране.
В память о достижениях ливанской общины в 1967 году в Мехико открылся Ливанский культурный центр. В центре установили статую, созданную ливано-мексиканским художником Рамисом Барке, копии которой с тех пор стали воспроизводиться по всему миру. Есть репродукции в мексиканских городах Сальтильо, Пуэбла и Мерида, а также в Брисбене и Мельбурне (Австралия), в Виктории (Канада).
Что примечательно, власти самого Ливана попросили установить копию статуи вдоль набережной Бейрута, чтобы она символизировала отправную точку для большей части диаспоры. У этой скульптуры, открытой в середине 2000-х годов, появился близнец в городе Веракрусе, символизирующий точку прибытия.
В Веракрусе статуя была открыта в 2007 году, а вокруг неё построили площадь в честь ближневосточных переселенцев. Перед статуей были установлены бетонные блоки в абстрактной форме, напоминающей очертаниями кедр, символ Ливана, а сзади установили полукруг, покрытый металлическими табличками. На этих табличках выгравированы имена примерно 500 первых мигрантов. Среди этих имён можно встретить предков таких известных личностей, как актриса Сальма Хайек, бывший кандидат в президенты Хосе Антонио Мид и бизнесмен Карлос Слим (а также его покойная жена Соумайя Домит, в честь которой был назван музей «Соумайя» в Мехико).
Полезно знать
Площадь находится на набережной Малекон в Веракрусе и доступна в любое время.