Глубоко посаженные глазницы кадавра, вылепленного из гипса давно ушедшим из жизни скульптором майя VIII века, торжественно смотрят на руины некогда великого города.
Череп на боковой стене храма напоминает о многих богах майя, включая бога смерти и подземного мира Ах Пуча. Однако если присмотреться повнимательнее, то становится заметно, что из-за формы и выступающих зубов череп очень похож на кроличий.
Это заставило археологов задуматься и даже предположить, что загадочный рельеф действительно может изображать кролика, и, возможно, даже символизировать сам город Паленке. Тем не менее, несмотря на десятилетия исследований, об этом месте почти ничего не удалось выяснить, и о его истинном предназначении мы, возможно, никогда не узнаем.
Почтение майя к лесным животным, а также тщательность в создании рельефов подтверждают теорию о том, что на них может быть изображен кролик. Считается, что этот зверек в культуре майя был как-то связан с профессией писца, поскольку их часто изображали в виде антропоморфных фигур, занимающихся письмом или раскрашиванием свитков.
Кролики имели в мифологии майя еще большую ценность из-за их связи с богиней луны и ночи Авиликс. Лунная богиня часто изображалась с кроликом в руках, поскольку тень на поверхности Луны похожа на силуэт этого животного.
Археологи считают, что этот храм, вероятно, использовался для ритуалов поклонения богине Луны, основанных на лунном цикле. Обнаруженные на камнях остатки минеральных пигментов позволяют предположить, что когда-то они были покрыты подобными лепными рельефами, окрашенными в яркие красные и синие цвета. Такое оформление выделяло здание на фоне окружения.
Полезно знать
Место археологических раскопок доступно ежедневно с 9:00 до 16:30, стоимость входа составляет около 57 песо, плюс еще 27 песо, чтобы попасть в национальный парк. Храм Черепа, где находится рельеф - первое здание, которое вы встретите на археологическом участке после оплаты в кассе.