В 1746 году испанский священник и его семья обнаружили руины Паленке в поисках новых земель для обработки.
Первые европейцы, увидевшие великолепное место Паленке, были настолько впечатлены, что были убеждены, что их построили греки или римляне. Казалось невозможным, чтобы кто-то ещё мог выполнить такую сложную и запутанную работу. Даже художники, которых отправили рисовать копии сложных рельефов и скульптур, не могли удержаться от того, чтобы изобразить короля Пакаля похожим на Аполлона.
В 1786 году испанский король Карл III потребовал образцы искусства из этого места, и тут началось настоящее мародёрство. При попытке снять сложную резьбу с основания трона, произошло его обрушение. И на месте красивейших рельефов остались зияющие отверстия. Однако даже мародёры пропустили настоящее сокровище, которое было обнаружено намного позже.
В 1949 году мексиканские археологи во главе с Альберто Рузом всерьез начали раскопки. В Храме Надписей отверстия в полу указали на нечто, содержащееся под полом. После трёх лет поисков в заполненных щебнем нисходящих лестницах и замурованных коридорах археологи сорвали куш. В центре комнаты, покрытой фресками и полной подношений, находился украшенный барельефами саркофаг размером 33 x 17 см, весом 5 тонн. Под каменной плитой лежало покрытое нефритом тело короля Пакаля, который правил до своей смерти в весьма почтенном возрасте 80 лет.
Образы, вырезанные на поверхности плиты, были предметом приверженцев заговора и пришествия инопланетян. С точки зрения археологов, изучающих майя, на рельефе изображен мёртвый король на заходящем солнце, падающий в зияющие челюсти монстра земли. Из его тела вырастает дерево сейба с небесной птицей на вершине. Примерно в то же время, когда распространилась теория о майянском календаре конца света, люди с диким воображением перевернули этот образ, создав его новую интерпретацию. Это, как они говорят, изображение короля, сидящего за штурвалом космического корабля. Его пальцы поворачивают ручки регулировки, ведь он направляется обратно на родину. Очевидно, что мнение о том, что такие «первобытные» люди, как майя, не смогли бы достичь таких архитектурных подвигов без современной техники или контакта с цивилизациями старого мира, сохраняется и до сих пор. Исключено, чтобы им помогли греки, а значит, это были, конечно же, «инопланетяне».
Открытие Паленке навсегда изменило изучение археологии майя, поскольку теперь считается, что храмы имеют ту же цель, что и древнеегипетские пирамиды - в них были похоронены важные люди. Подобные открытия были сделаны несколько лет спустя в Тикале.