Церковь в Чамуле не похожа на другие, хотя по внешнему виду об этом сразу не скажешь. У живописной Церкви Иглесия-де-Сан-Хуан с многовековой историей побеленные стены и ярко окрашенный вход, выходящий на городскую площадь. Внутри, однако, прихожане совершают уникальные ритуалы, частью которых является поклонение католическим святым, употребление алкоголя, эмоциональные излияния и жертвоприношения животных.
При входе посетителя накрывают ароматы смолы, ладана и дыма от тысяч свечей. Стены украшены статуями святых, зеркалами, которые призваны отогнать зло. Тут нет скамей; свежие сосновые иголки покрывают пустой пол.
Верующие рассредоточились тут и там небольшими группами. Каждая семья подметает себе пространство и приклеивает свечи прямо к плитке. Они позволяют свечам полностью догорать, пока проводят свои личные церемонии. Свечи оставляют после себя лужи разноцветного воска. Прихожане молятся вслух на языке цоцили, иногда плача и неоднократно крестясь. Они пьют кока-колу и «покс» - местный самогон, всё это ради того, чтобы изгнать злых духов. Иногда к семье присоединяется шаман курандеро, который может возложить руки на страдающих, "вытянуть" их болезни в куриное яйцо или вылечить их, размахивая живой курицей над головой верующих. В особо тяжёлых случаях они тут же убивают курицу.
Эта уникальная смесь католических и местных верований является результатом 500-летнего культурного смешения. Вскоре после колонизации в 1520-х годах испанцы начали осваивать аспекты местной духовности, чтобы успокоить местных майя. Позже местные жители начали смешивать свои традиционные ритуалы с католическими, введёнными миссионерами.
Внутренняя напряженность между католическими жителями Чамула и растущим числом протестантских новообращенных неуклонно росла на протяжении XX века. В 1970-х годах католическая епархия попыталась подавить конфликт в Чамуле. Они даже запретили проведение части местных ритуалов. Но этот район Чьяпаса, где проживают левые повстанцы-сапатисты, отличался людьми, которые славились своей независимостью. Вместо того, чтобы подчиниться, чамуланцы установили своих собственных религиозных лидеров и отказались от стандартных католических ритуалов. Сегодня связь общины с традиционным священником ограничивается ежемесячным посещением исповеди. Посетители извне вряд ли узнают ежедневные обряды, свидетелями которых они как католики являются.
Полезно знать
Местные индейцы цоцили не разрешают фотографировать внутри церкви. У нарушителей разбивали фотоаппараты и камеры. Вообще, считается неуважительным фотографировать коренных жителей без разрешения во всём штате Чьяпас.
Большинство посетителей приезжают в Сан-Хуан-Чамула из Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Многие туристические компании предлагают однодневные поездки, во время которых включено посещение церкви и соседнего города Зинакантан. Если вы хотите поехать самостоятельно, вы можете сесть на рейсовый автобус (останавливается на пересечении улиц Гондурас и Авенида 16 сентября) или взять такси. Когда вы доберетесь до церкви, купите билет слева от входа.
Тут многолюдно по воскресеньям, потому что в городе есть большой открытый рынок на площади перед церковью. Десятки тысяч верующих посещают церковь каждый год 24 июня, в день Святого Иоанна Крестителя.