Карлос Фицкаральд был прототипом вымышленного Брайана Суини Фитцджеральда, главного героя/мечтателя/безумца впечатляющей эпической драмы Вернера Херцога «Фицкарральдо».
Перуанский «каучуковый барон», встретивший смерть в возрасте 35 лет в результате крушения своего корабля «Контамана», был похоронен на Общем кладбище города Икитос в 1897 году. Это обширное кладбище с типично латиноамериканскими цветными надгробиями и стенами колумбариев (лишь придя сюда после наступления темноты, можно понять, почему оно вдохновило создателей перуанского фильма ужасов «Общее кладбище»).
Белое надгробие Фицкаральда имеет средний размер и не производит большого впечатления. Его довольно сложно найти без помощи смотрителя кладбища, который может провести вас к могиле за небольшую плату. Когда смотритель смоет с плиты плесень, откроется надпись: «Карлос Ф. Фицкаральд, скончался 9 - 7 - 97».
Покрытая плесенью могила Фицкаральда вовсе не является предметом гордости местных жителей. Она совершенно заброшена, за исключением редких визитов со стороны поклонников творчества Вернера Херцога. И неудивительно: реальный Карлос Фицкаральд был личностью гораздо более тёмной, нежели его эксцентричный кинематографический двойник.
Как и вымышленный Фицкарральдо (с маниакальным апломбом сыгранный Клаусом Кински), настоящий Карлос Фицкаральд был «каучуковым бароном», искавшим богатства в глубине амазонских джунглей и использовавшим Икитос в качестве базы. Каучуковая лихорадка в Амазонии была в самом разгаре, и в стремлении разбогатеть делец не останавливался ни перед чем.
Решив транспортировать каучук независимо от невероятно удалённой речной системы, он принудил индейцев племени ине разобрать речной теплоход и перенести его через гору (это главная предпосылка фильма). Его жестокие эксплуататорские методы не только нанесли физический ущерб ине, но и вынудили другие племена, включая машко-пиро, спасаться бегством.
Можно понять, почему могила Фицкаральда пребывает в забвении, так и не став одной из местных достопримечательностей. Однако фильм Херцога в Икитосе не забывают, и его наследие можно увидеть в музеях, ресторанах и отелях этого амазонского города.
Может показаться ироничным, что в странном случае искусства-имитирующего-жизнь-имитирующую-искусство Херцог также был обвинён в эксплуатации коренного населения при создании «Фицкарральдо». Он использовал индейцев агуаруна в качестве массовки в смелых сценах транспортировки корабля через гору, и некоторые из членов племени были готовы убить знаменитого германского режиссёра, не дожидаясь окончания съёмки.