В 1867 году Марк Твен увидел «Серебряного лебедя» в Париже и отметил в своём дневнике, что у него была «настоящая грация в движениях и живой ум в глазах». Более 140 лет спустя эта элегантная механическая игрушка с оригинальными часовыми механизмами всё ещё продолжает функционировать.
Когда три заводных механизма автомата запускаются, лебедь в натуральную величину будто плывёт по пруду, а крошечная серебряная рыбка прыгает по его поверхности. Птица чистит перья и оглядывается, прежде чем опустить голову и схватить рыбу, и всё это сопровождается тихой мелодией, напоминающей колокольный звон.
«Серебряный лебедь» начал свою карьеру в период между 1774 и 1782 годами в качестве экспоната знаменитого музея автоматов Джеймса Кокса в Лондоне. Создан он был, по крайней мере частично, блестящим часовщиком и изобретателем Джоном Джозефом Мерлином. Мерлин был инженерным гением, который работал с Коксом над известными часами с «вечным приводом», а также над несколькими другими автоматами, часами и приспособлениями. Механический музей Мерлина посетил молодой Чарльз Бэббидж (автор Разностной машины), который был вдохновлён его машинами, а позже выкупил их. Мерлин, однако, наиболее известен изобретением роликовых коньков. Экспозиция Музея Боуз — это результат многолетнего труда бесстрашной викторианской пары Жозефин и Джона Боуз, которые много путешествовали и приобретали различные артефакты для создания музея своей мечты. Француженка Жозефина следила за автоматами и отвечала за приобретение машин, представленных сейчас на выставке, включая «Лебедя», которого пара приобрела в 1872 году на Парижской международной выставке. Здание музея было заложено в 1862 году Жозефиной в расчёте, что последний камень установит её муж. К сожалению, они умерли до окончания строительства, а здание с коллекцией из 15 000 необычных артефактов открыло свои двери в 1892 году.
Знаменитый «Серебряный лебедь» является центральным экспонатом коллекции. В 2008 году он был отреставрирован с полной разборкой, очисткой, ремонтом и осмотром. Эксперты Мэтью Рид и Кен Робинсон руководили масштабным проектом реставрации, который еженедельно документировался на веб-сайте Музея Боуз и освещался BBC.
Замысловатые механические детали «Серебряного лебедя» были пересобраны после подтверждения работоспособности оригинальных старых пружинных деталей. Модификации, сделанные в прошлые годы, были удалены, и 122 серебряных листа, десятки тонких стеклянных стержней и 113 серебряных колец, которые составляют шею лебедя, были очищены, а часть из них заменена. Во время восстановления компонентов музыкальной шкатулки реставраторы обнаружили, что в устройстве была заложена возможность воспроизведения ещё двух мелодий, и теперь «Серебряный лебедь» проигрывает все восемь песен из своего первоначального репертуара.
Похоже, что у оригинального автомата было ещё больше частей. Во время реставрации были найдены признаки того, что первоначально в него входило больше рыб или, возможно, серебряных веток камыша, окружающих фигуры животных. Согласно первому описанию 1773 года, общая высота механизма составляла 5,5 м, а частью представления служило восходящее солнце, так что вполне могли быть и другие элементы, ныне утерянные.
Отреставрированный «Серебряный лебедь» теперь запускается ежедневно в 14:00 ради потрясающего шоу, которое длится 40 секунд.
Полезно знать
Музей Боуз находится в 27 км от железнодорожного вокзала Дарлингтона. Из Дарлингтона регулярно курсируют автобусы до Барнард-Касл (маршруты №75, №76 и №70), Бишоп-Окленда (маршрут №80) и Ричмонда (маршрут №79). Вход свободный, но нужно оставить пожертвование.