Всё началось с часов. Это было в 1960-х годах, когда немецкий коллекционер Зигфрид Вендель собрал коллекцию из более чем 100 напольных и настенных часов. Затем в один роковой день молодая пара в потрёпанном Фольксвагене появилась на пороге его дома, чтобы узнать, не заинтересуется ли он тем, что у них было на заднем сиденье. Это были не часы, а великолепная музыкальная шкатулка марки Полифон из орехового шпона, инкрустированная деревом.
Вендель был поражен. Так зародилась любовь (или одержимость, как кто-то мог бы заметить) к механическим музыкальным инструментам. Вендель сказал auf wiedersehen (до свидания) своим часам и начал собирать автоматические и механические музыкальные инструменты, большинство из которых находились в разной степени неисправности и требовали месяцы работы для восстановления.
В конце концов, стало ясно, что нужен целый музей, чтобы поделиться этой волшебной коллекцией с общественностью. В 1969 году Вендель открыл свой Немецкий музей автоматических музыкальных инструментов в винодельческом городке Хокхайм, недалеко от его родного города Густавсбург. В 1974 году он был перемещён в Рюдесхайм-на-Рейне. Вендель хотел убрать слово «музей» из названия, полагая, что оно имеет «сухие и скучные» коннотации, поэтому вскоре место было переименовано в Механический музыкальный салон Зигфрида.
Венделю было предложено принести свои музыкальные инструменты на вечеринку в саду канцлера Гельмута Шмидта в том же году и принять участие в Международной туристической ярмарке в Берлине. Он и его салон быстро становились известны по всей стране, и это было незадолго до того, как другой город заинтересовался музеем и предложил его переместить. Рюдесхайм прознал об этом и не мог отпустить Венделя с его замечательными инструментами, поэтому коллекционеру было предложено потрясающее средневековое здание Brömserhof (Брёмсерхоф), где его коллекция, снова переименованная на этот раз в Механический музыкальный кабинет Зигфрида, находится по сей день.
И это просто потрясающая коллекция!. Вендель собрал поразительное множество приспособлений, от оркестрионов размером с фургон Mercedes Sprinter до табакерки с поющей птицей, которая может уместиться в ладони. Есть пангармоники с ручным приводом; музыкальный стул, который активируется, когда на него садятся; рояль-пианола; пистолет с поющей птицей-автоматом; граммофоны; оркестры, которые играют на ксилофонах, мандолины, колокола, бас и малые барабаны; и абсолютно поразительная скрипка-фонолист Hupfeld 1909 года, в которой есть не только играющее пианино, но и скрипки.
Одним из ярких экспонатов является гигантский оркестрион с автоматами, под названием «Музыкальный праздник в стране кукол». Пышно одетые обезьяны играют на лютнях, альтах, скрипках и тромбонах, в то время как балерина кружится на месте, актриса пудрит лицо, а множество королевски одетых музыкантов и певцов играют, присоединяясь к какофонии. Всё вместе выглядит слегка жутко (обезьяны!) и в то же время совершенно очаровательно. Вы будете полностью прикованы к этому зрелищу.
В качестве бонуса сохранились две комнаты в Брёмсерхофе со сводчатыми потолками, покрытыми великолепными картинами середины 1500-х годов, а также мастерская Венделя, где он провел много часов, ремонтируя и восстанавливая свою любимую коллекцию инструментов. Она настолько обширна, что он однажды предположил: «возможно, я не увижу их восстановленными при жизни». К сожалению, Вендель скончался в октябре 2016 года, оказавшись прозорливым в этом вопросе. К счастью для всех нас, его семья занимается продолжением его наследия.
Полезно знать
Единственный способ посетить - экскурсия с гидом (очаровательные гиды предоставят вам увлекательную информацию, а также сыграют для вас на инструментах). Желательно бронировать онлайн заранее.