В живописной мидлотианской деревне Рослин, столь же крошечной, сколь и неизвестной, стоит загадочная Рослинская капелла — один из лучших примеров шотландской готической архитектуры.
Рослинская капелла отличается от сотен «замков с привидениями», которые можно встретить во время путешествий по Шотландии. Часовня, пользующаяся популярностью среди любителей мистики и охотников за сокровищами (особенно после того, как Дэн Браун упомянул её в своём бестселлере), будоражила воображение людей на протяжении более 500 лет, в то время как атавистические истории, старые как само время и христианство, распространяются и в наши дни. Печально известный миниатюрный храм, названный одним писателем «поэмой из камня, ведущей к звёздам», представляет для многих посетителей нечто большее, чем обыденную религиозную достопримечательность. Захватывающие дух скульптуры ставят под сомнение правдивость западной истории, превращая её в эпическую беллетристику.
Скульптурные орнаменты, украшающие церковь, содержат разнообразные мотивы: от «Пляски смерти» до «Семи добродетелей», от скандинавских драконов до языческих фигур «Зелёных человечков». Они представляют собой синкретическую иконографию, одну из самых загадочных в европейской культуре. Эта архитектурная головоломка причудливо перерабатывает знания о нашем прошлом. Излишне говорить, что спекулятивные теории, возникшие вокруг Рослина, вызвали прилив крови к головам восхищённых умов и бессонные ночи у неумолимых историков искусства, масонов и поклонников теорий заговора, которые бросились исследовать этот феномен.
Вот несколько подтверждённых исторических фактов. Инициатором строительства соборной церкви выступил Уильям Синклер, 1-й граф Кейтнесса и барон Рослина, а первый камень заложили в 1446 году. Храм был католическим — вплоть до Реформации в Шотландии в 1560 году для семьи Синклер здесь проводились хоровые мессы и религиозные церемонии. Капелла была закрыта для публики в XVIII веке, а затем позже вновь открыла свои двери как шотландская епископальная церковь. Дальнейшая судьба капеллы связана с угасанием и упадком — здание служило интерьером для ищущих вдохновения британских художников движения романтизма и их духовного самоанализа.
В XIV веке, во время окончательного разгрома войск крестоносцев, рыцари-тамплиеры разбежались по всей Европе, спасаясь от преследования короля Филиппа IV и его угроз сжечь всех последователей ордена. Согласно одной из легенд, небольшая группа последователей уже запрещённого к тому времени общества направилась в Шотландию, прихватив знаменитые сокровища тамплиеров, за которыми велась настоящая охота. Легенда гласит, что при поддержке короля Роберта I Брюса они спрятали свои золотые и священные реликвии в нескольких тайниках на шотландской земле, одним из которых было хранилище Рослинской часовни. Список артефактов, которые были (и вполне могли быть, по мнению некоторых воодушевлённых историков) спрятаны в стенах часовни, поражает воображение: забальзамированная голова Иисуса Христа, его деревянный крест, Святой Грааль, свитки Евангелия от Христа — если вкратце, то это весь набор артефактов из «Страстей Христовых». И не забудьте про гору золота! Неудивительно, что Рослинская церковь привлекла к себе такое внимание.
Хотя не было найдено никаких конкретных доказательств существования сокровищ, на церкви можно увидеть небольшие барельефы, изображающие двух всадников, скачущих на одной лошади — хорошо известный символ ордена тамплиеров.
Шотландские последователи масонства, стремившиеся доказать родство своего общества с рыцарями-тамплиерами, также оставили свой след на сводах капеллы. Они использовали весьма необычный способ указать на древнее происхождение гильдии каменщиков. «Колонна ученика», единственная двойная эллипсообразная колонна здания, окутана легендами, интерпретация которых, по мнению масонов, напрямую доказывает один из основополагающих мифов тайного общества. Легенда гласит, что «Колонна Ученика» была высечена из камня юным подмастерьем, который создал её по образу великолепной колонны, увиденной во сне. Мастер-каменщик, который учился своему мастерству в Риме, преисполнился зависти и в гневе ударил ученика с такой силой, что лишил его жизни.
Другие утверждают, что Рослинская капелла была построена по образцу Храма Соломона. Она также упоминается в книге 1996 года «Ключ Хирама», авторы которой — масоны Кристофер Найт и Роберт Ломас — рассказывают теории происхождения масонства. В своём противоречивом тексте оба автора отстаивают тезис о том, что изразцы на стрельчатых окнах являются отсылкой к изображениям маиса, вида кукурузы, встречающегося только на американском континенте. По их словам, наличие скульптур в форме кукурузы за пятьдесят лет до того, как Колумб открыл Новый Свет, демонстрирует, что Уильям Синклер отправился в Америку раньше итальянского мореплавателя.
Совсем недавно Рослинская капелла претерпела серьезную реновацию и ремонт каменной кладки, которые спасли здание от разрушения и открыли ещё один удивительный факт. Гнёзда галок повредили вершину крыши настолько, что она была готова рухнуть, но рабочие разобрали неустойчивую конструкцию по кирпичику и обнаружили небольшую камеру, специально сделанную каменщиками, чтобы содержать улей. Многовековые соты, давно покинутые насекомыми, в очередной раз убеждают нас, что стены старой деревенской церкви вполне могут скрывать солидный арсенал загадок и тайн.