Джейн Бёрден была, пожалуй, одной из самых известных муз в истории и главной фигурой в движении прерафаэлитов XIX века, тайном обществе английских художников, отдававших предпочтение стилю средневекового искусства и искусства раннего Возрождения ещё до времён Рафаэля.
Бёрден как воплощение красоты прерафаэлитов была любимой моделью Данте Габриэля Россетти, одного из ведущих художников «Братства прерафаэлитов», а также великого викторианского дизайнера, поэта и эрудита Уильяма Морриса, за которого она позже вышла замуж.
Происхождение Бёрден было очень скромным, о чём свидетельствует синяя табличка, отмечающая место её рождения и спрятанная в конце узкой улочки в Оксфорде. Джейн родилась в бедной семье в доме, расположенном в переулке Святой Елены, также известном как «Адский переулок». Сейчас это место выглядит куда лучше, чем в Викторианскую эпоху, но прохожие с богатым воображением могут представить нищету прежнего дома Бёрден.
Джейн, дочь конюха и неграмотной служанки, провела детство в лишениях. Однажды она пришла на выступление театра, где привлекла внимание художников Россетти и Бёрн-Джонса, явив собой воплощённый архетип девушки, вырванной из нищеты. В поисках красавиц эта парочка подошла к Джейн и попросила её присесть и изобразить Гвиневеру для фрески о короле Артуре, которую они писали в дискуссионном обществе Оксфордского университета.
С тех пор Бёрден погрузилась в роскошный и фантастический мир «Братства прерафаэлитов». Уильям Моррис влюбился в неё, и они поженились. Россетти тоже любил и неоднократно рисовал Джейн. Её густые волнистые тёмные волосы, пухлые губы, длинная шея и угрюмое выражение лица можно увидеть в ряде работ Россетти, таких как «Прозерпина» и «Синее шёлковое платье». Эта троица много лет жила в нетрадиционной обстановке «любови втроём» в поместье Келмскотт в сельской местности.
Быстро подняв свой статус, Джейн Бёрден (а ныне – Джейн Моррис) получила образование, подходящее «жене джентльмена». Благодаря её собственным усилиям и интеллекту она стала утончённой дамой, которая могла играть на пианино, говорить по-французски и по-итальянски и свободно общаться в художественном обществе и высших кругах, к которым она теперь принадлежала. Персонаж Элизы Дулиттл в «Пигмалионе» Джорджа Бернарда Шоу (а затем и в фильме «Моя прекрасная леди») был вдохновлён именно личностью Бёрден.
Тем не менее, синяя табличка в переулке возвращает нас к происхождению Бёрден. Мемориальная доска напоминает о ключевой женской фигуре в искусстве и необычной истории, которая началась в «Городе дремлющих шпилей».
Полезно знать
Мемориальная доска находится в переулке Святой Елены, расположенном между Нью-Колледж-Лейн и Холивелл-стрит. Если сомневаетесь, ищите таверну «Turf». Со стороны Нью-Колледж-Лейн вход в переулок находится сразу после Моста вздохов на левой стороне улицы. Он всегда открыт для публики, и мемориальную доску можно увидеть в любое время.