Начатая в начале XX века Эдвардом Валдо Форбсом, возглавлявшим Музей Фогг в 1909-1944 гг., коллекция пигментов Форбса находится под покровительством Гарвардского художественного музея - старейшего в Соединенных Штатах учебно-исследовательского центра по сохранению предметов искусства.
Помещённые за стекло на 4 этаже Музейного центра в зоне «посторонним вход воспрещен», экземпляры принадлежат Штраусовскому центру по охране и защите, который собрал воедино более 3 600 занесенных в реестр образцов пигментов, связующих материалов и историческое научное оборудование. Учёные и историки обращаются к коллекции для подтверждения подлинности картин, выставленных на аукцион, или для установления ключевых компонентов, входящих в состав древних красителей, чтобы обеспечить произведениям искусства лучшую сохранность для будущих поколений.
Постоянно увеличивающаяся коллекция пигментов Форбса сегодня насчитывает широкую цветовую гамму из 2 500 оттенков, услужливо упорядоченных по цвету. Пигменты, размещенные в маленьких баночках, имитируют цветовые круги художников в 3D, превращаясь из фиолетового в красный, желтый, синий, черный и снова в фиолетовый вдоль витрин на стеллажах.
Выделить в коллекции какие-то особенные цвета практически не представляется возможным, поскольку поколения цветов - результата развития вкуса и моды - появляются в коллекции бок о бок. Но всё же несколько действительно завораживающих и всеми любимых оттенков включают в себя пузырёк настоящего «королевского фиолетового», чей невероятно дорогой и ярко выраженный цвет получают из морского слизня. Трудность добычи слизней запрещала кому-либо за пределами Византийского двора носить одежду этого цвета сначала по финансовым причинам, а затем из-за социального расслоения. Таким же редким является и «ультрамарин», который использовали в средневековых картинах и чей блистательный синий получали тщательной экстракции афганского лазурита lapiz lazuli.
В коллекции также имеется собрание мрачных оттенков, по-своему притягивающих внимание. Среди них можно отметить цвет «мумия коричневая», широко использовавшийся в европейских картинах 18 и 19 веков и который в буквальном смысле получали из «праха древних египтян и их питомцев». И если по-настоящему мёртвые цвета не пробуждают любовь к эфемерности красоты, то «изумрудный зелёный», обожаемый придворными художниками на протяжении веков и однажды использованный в картине Ван Гога, куда более привлекателен. Хоть и оттенок было несложно получить или приобрести, его бесцветные пары могли смертельно отравить художника. Не менее ядовитой была «мышьяковая руда», на банке с которой написано «ядовито», дававшая свой яркий желтовато-зеленый оттенок, напоминающий бурлящий ландшафт безжизненной долины Даллол в Эфиопии, благодаря сульфиду мышьяка.
И если это ещё не стало очевидным, то тысячи представленных оттенков в коллекции пигментов Форбса - это не просто хранилище цвета, хотя одной их красоты было бы вполне достаточно. Скорее каждый оттенок, заботливо отобранный и сохраненный командой передовых реставраторов со всего мира, рассказывает свою собственную удивительную историю, без которой мировое искусство не было бы таким, каким мы знаем его сегодня.
Полезно знать
Художественный музей Гарварда открыт ежедневно с 10 утра до 5 вечера. Коллекция пигментов Форбса находится на 4 уровне музея. Он располагается в зоне "только для сотрудников", но из холла его видно. Проделанный путь стоит того, чтобы увидеть экспозицию музея.