В Центре скульптуры Нэшера в Далласе находится инсталляция Джеймса Таррелла «Tending, (Blue)» способная изменить ваше восприятие неба.
Пройдя через почти незаметную стеклянную дверь в саду музея, посетители попадают через вестибюль, освещённый красными и синими огоньками, в каменную комнату со скамейками. Через отверстие в потолке размером в 1 м² можно увидеть небо. Но в этой инсталляции, для которой специально было подобрано определённое место, знакомые синий и белый цвета неба и облаков становятся насыщеннее, детальнее и кажутся ближе, чем когда-либо прежде.
Инсталляция Таррелла «Tending, (Blue)» является частью серии его работ под названием «небесные пространства», начатой в 1970-х годах. Американский художник создал более 25 закрытых пространств, из которых открывается доступ к небу. Эти работы можно увидеть в Центре современного искусства «P.S.1» в Нью-Йорке, в музее Израиля в Иерусалиме, в Музее де Янга в Сан-Франциско, в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе, в парке скульптур в Йоркшире в Великобритании и в Музее Джеймса Таррелла в Аргентине.
Таррелл изучал математику, психологию и историю искусств. Работы художника – это повседневные предметы и явления, показываемые через контекст окружающей среды, переосмысленной посредством скульптуры. Самой масштабной работой Таррелла является «Кратер Роден» в Аризоне, где художник провёл более 30 лет, переместив более 1 000 000 м³ камня, чтобы превратить кратер потухшего вулкана в «светский собор» с залами, галереями и смотровыми площадками, где посетители могли бы наблюдать за небесными явлениями.
Рамки квадратного отверстия, обрамляющего небо в инсталляции «Tending, (Blue)», имеют толщину с лезвие ножа, что устраняет видимость массивной крыши и создаёт иллюзию, будто небо находится очень близко. Сложно продуманное сочетание цветных огней работает на контрасте с постоянно меняющейся погодой Далласа, солнечного цикла и времён года. Восход и закат выглядят особенно очаровательно, когда цвет неба и внутреннего освещения наиболее динамичны: огни плавно появляются на восходе, а на закате начинают стремительно двигаться, освещая всё вокруг невероятными цветами.
К сожалению, недавно построенная «Музейная башня» закрыла вид на инсталляцию, чем, по словам Таррелла, «разрушила» его работу. Однако художник разработал новый дизайн-проект «небесного пространства» таким образом, чтобы башня не попадала в поле зрения посетителей инсталляции. Точная дата начала строительства объекта пока неизвестна.
Полезно знать
Инсталляция расположена в конце музейного сада.