На просторном участке с видом на океан во втором по величине городе Чили раскинулось кладбище с самодельными мавзолеями и святилищем местного убийцы, ставшего мучеником, которого можно убедить проявить к вам свою благосклонность.
Строительство кладбища Плайя-Анча началось в 1868 году. В Вальпараисо уже были два кладбища, где хоронили состоятельных портеньо развивавшегося портового города. По мере роста численности населения было решено открыть третье кладбище для нищих и рабочего класса.
В середине XIX века Чили была молодой страной, через которую проходил важный торговый путь. Вальпараисо был его главным портом, и в те времена переживал свою золотую эпоху. Магелланов пролив в Патагонии считался самым безопасным путём для кораблей, направлявшихся из Атлантики в Тихий океан, а город был первой крупной остановкой на тихоокеанском отрезке. По суше страна была изолирована самой засушливой пустыней в мире на севере и Андами на востоке, поэтому порт был её важным пунктом связи с остальным миром. Вальпараисо быстро стал заселяться европейскими иммигрантами, стремившимися заработать на растущей экономике, особенно после того, как в 1840-50-е годы Калифорнийская золотая лихорадка потянула корабли на запад. Кладбище Плайя-Анча как раз стало местом погребения умерших представителей этих прибывавших масс.
Сегодня здесь можно увидеть «Немецкий квартал» с разнообразием иностранных фамилий и архитектурных стилей, отражающих широкий спектр регионов и эпох.
Однако самой удивительной особенностью кладбища являются его оградки и мавзолеи, построенные из подручных материалов, дерева или металла (или зачастую буквально из старых детских кроваток) и украшенные фотографиями и памятными вещицами умерших.
Хотя эти сооружения напоминают мексиканские алтари на День мёртвых, в Чили такой традиции не существует. Похожие самодельные украшения для могил также встречаются в рыбацких районах южной части страны, что указывает на возможную связь между традициями различных культур коренных народов. Но в целом история такого украшения до сих пор не ясна. Подобные оградки и надгробия остаются уникальными для рабочего класса Вальпараисо.
Самым известным захоронением на кладбище, пожалуй, является могила-анимита серийного убийцы Эмиля Дюбуа. Анимита, ещё одно порождение смеси местных и колониальных верований, является святилищем трагически или насильственно погибшего человека, который, как считается, остаётся в контакте с миром живых. В случае с Дюбуа это был расстрел. Его анимита покрыта сотнями надписей с благодарностью за его помощь. У этой могилы часто можно встретить молящихся людей, которые оставляют записки с просьбами.