Еще в XIII и XIV веках юг Франции был центром катаризма — секты христианства, которую называют «самой успешной ересью в истории». Регион Лангедок, находившийся под контролем королей испанского Арагона, в то время носил неформальное название «страна катаров». Французские знаки «Pays Cathare» (буквально «край катаров») усеивают сельскую местность, и вам физически не удастся объехать этот регион, не встретив развалины хотя бы одной крепости катаров.
Первое сражение в рамках крестового похода против катаров произошло в городе Безье, недалеко от испанской границы. Арно Амори, цистерцианский аббат, назначенный руководить походом, расположил своих солдат за пределами городских стен и осадил город. Жители Безье были уверены, что их укрепления неприступны. Между дозорными на стенах и крестоносцами проходили редкие словесные перепалки. Внезапно ворота в город открылись, и большая группа Безье ринулась в бой. Силы Амори быстро справились с «еретиками». Трагической ошибкой жителей Безье было то, что они оставили ворота открытыми.
Амори немедленно приказал своей армии атаковать. Один из его людей спросил: «Как мы узнаем, как выглядят катары?» Амори ответил знаменитой цитатой: «Убивайте их всех! Господь признает своих». Крестоносцы убили около 7 000 граждан, включая женщин и детей, даже тех, кто искал убежище в католической церкви. Этот ужасающий инцидент был не только первым из многих сражений, уничтоживших катаризм, но и первым крестовым походом, произошедшим на европейской земле. Самое главное, что это был первый крестовый поход, направленный против христиан.
Катаризм был дуалистической религией. Её последователи верили, что Бог создал небеса — царство света, свободное от зла, в то время как материальный мир, в котором процветает зло, был создан сатаной. Цель человека состоит в том, чтобы освободить свою душу от этой «тюрьмы плоти» и воссоединить её с разумом, стоящим близ Бога. Это может произойти только в случае достижения душой определённого знания. Для этого необходимо пройти обряд крещения — но только не водой, а «Духом Святым и огнём», подобно тому, как Христос крестил своих апостолов. Если эти условия не будут выполнены, то душа застрянет в материальном мире и перейдёт в другое тело. Этот цикл будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто просветление. Другими словами, согласно катаризму, человек остаётся запертым в живой плоти, пока, наконец, не осознаёт рецепт спасения души.
Катары считали себя «добрыми христианами» и «счастливыми мужами». Их священников, как мужчин, так и женщин, называли «парфе», или «совершенными христианами». Катары игнорировали церковную иерархию — не подчинялись архиепископам, кардиналам и даже Папе. Они считали каноническую церковь декадентской, и это было как раз в то время, когда католические служители начинали погрязать в скандалах, а духовенство привыкало жить на широкую ногу. Парфе, в отличие от служителей «истинного» культа, не просили верующих совершать денежные пожертвования, что должно было стать привлекательным аргументом для простых людей.
Открытая религия пришлась по душе многим, что привело к возрастанию популярности катаризма. В 1198 году Папа Иннокентий III решил, что нужно что-то делать. Он послал в регион Лангедок двух легатов, монахов из аббатства Фонфруад. Но их попытки убедить людей отказаться от катаризма в пользу католицизма оказались безуспешными. Папа Римский вновь обратился к аббату Арно Амори, чтобы тот сплотил кампанию крестоносцев. Итак, крестоносцы одержали свою первую победу в Безье в июле 1209 года. Затем армия крестоносцев отправилась в Каркасон, известный райский уголок катаров.
Крепость Каркасон известна во всём мире. Она была использована в качестве прототипа замков во многих легендах — например, прототипом Камелота в рассказах о короле Артуре. В ней есть все атрибуты классического замка: ров, подъёмный мост, опускная решётка, башенки и два концентрических вала, один внутри другого. В то время Каркасон находился на границе с Испанией, поэтому крепость имела стратегическое военное значение. Во всяком случае, Каркасон на тот момент не знал поражений. Но крестоносцы заняли его, а затем нацелились на виконтство Минерв.
Минерв трудно было осадить, но армия использовала проверенную тактику захвата систем водоснабжения города. Осада длилась 5 недель, прежде чем правитель Минерва сдался, чтобы спасти горожан, умирающих от жажды. Катарам было предложено отречься от своей веры. Около 140 из них отказались и были сожжены на костре. Позже по просьбе Папы Римского армия крестоносцев начала наступление на Тулузу, граф которой не принимал достаточных мер противодействия катарам. Город был спасён подписанием Парижского договора.
С 1224 года у крестового похода начались сложности — стартовал длительный период дипломатического маневрирования. Новый монашеский орден доминиканцев был уполномочен допрашивать подозреваемых катаров с использованием различных методов, включая и пытки. Доминиканцы ответственны за гибель тысяч «еретиков».
Регион Лангедок раскинулся на гористом, покрытом деревьями и изрытом пещерами ландшафте. На нём бесчисленное количество мест, в которых можно спрятаться, и многие катары находили убежище в сельской местности. Одной из крепостей, где собирались последователи данного течения христианства, был замок Монсегюр. Шато, располагавшееся высоко на скалистом шпиле в предгорьях Пиренеев, было практически неприступным. Именно здесь произошла длительная и кровавая осада, ознаменовавшая начало конца секты катаров.
После нескольких месяцев сражений выжившим катарам было велено отречься от своей веры и покинуть стены крепости, иначе им грозила казнь на костре. Сотни людей отважно выбрали смерть и храбро бросились в огонь. После падения Монсегюра, последней цитадели катаров, крестоносцы и члены инквизиции продолжили преследовать оставшихся катаров. Последний известный парфе был схвачен и предан смерти на костре в стенах цитадели Вильруж-Терменес в 1321 году.
Полезно знать
Координаты Google Maps указывают на Шато-де-Вильруж-Терменес (замок Вильруж-Терменес), где был казнён последний известный катарский парфе. В краю катаров можно посетить множество других достопримечательностей, таких как крепость Каркасон, аббатство Фонфруад и руины Шато-де-Монсегюр, самого известного замка катаров. Посещение этого обширного региона займёт 4-5 дней. Прекрасный город Нарбонна будет отличным отправным пунктом.