«Приходите, философы, что кричат «Всё хорошо!», и созерцайте разрушение этого мира», — Вольтер, 1756 год.
Одно из самых смертоносных землетрясений в истории произошло в Лиссабоне в День Всех Святых, 1 ноября 1755 года. Город был практически разрушен, древний монастырь и церковь кармелитов лежали в руинах, а монастырская библиотека из 5000 книг уничтожена.
Сегодня разрушенные арки стоят посреди восстановленного города как напоминание о худшем дне в истории Лиссабона.
Землетрясение силой 9 баллов произошло около 9:30 утра в субботу утром, образуя широкие трещины в земле. За толчками последовала серия разрушительных цунами и пожаров, бушующих пять дней, которые пожирали оставленные здания. Это было одно из самых смертоносных землетрясений в истории. Точное количество жертв неизвестно (обычно называют цифру около 60 тыс человек, хотя оценки колеблются от 10 до 100 тыс). Около 85% города лежало в руинах.
Трагедия потрясла Европу. Лиссабон был крупным городом и морским портом, домом для знаменитых мореплавателей эпохи Великих географических открытий и одним из старейших постоянно населённых городов на Земле. Землетрясение и пожары разрушили дома, уничтожили королевский дворец, разрушили оперный театр, собор и библиотеку. В ней сгорели большинство карт и журналов великих исследователей, а также бесчисленное множество произведений искусства. Оставшиеся в живых люди жили в палаточных городках на окраине города, травмированные и слишком испуганные, чтобы вернуться в центр города, оставленный мародёрам и мёртвым.
Король Иосиф I и его семья выжили, бежав из города. Возникший у царя страх перед замкнутыми пространствами оставался с ним до конца жизни, а королевский двор пребывал в комфортном подобии палаточного городка до смерти Иосифа I.
Землетрясение вызвало безумие среди населения. Обездоленные души находились в философских и религиозных поисках, а некоторые известные умы начали споры. Вольтер, испуганный трагедией и раздражённый религиозными обвинениями в том, что Лиссабон подвергся акту божественного возмездия за непристойный образ жизни его граждан, написал свою «Поэму о бедствии в Лиссабоне» в 1756 году. Поэма гласит:
«Какое преступление, какой грех содеяли эти молодые сердца, которые лежат, истекающие кровью и растерзанные, на материнской груди? Поддался ли Лиссабон более глубоким порокам, чем Лондон, Париж или солнечный Мадрид?»
Его пассаж был направлен, в частности, на (давно умершего) философа и математика Готфрида Вильгельма Лейбница, который согласился с теорией о том, что Бог, будучи всемогущим и всезнающим, создал лучшее из всех возможных миров и всё, что в нём происходит, включая землетрясения, являются частью его плана.
В 1759 году Вольтер дополнил свои аргументы сатирической книгой «Кандид, или Оптимизм». История рассказывает о вечно оптимистичном молодом герое, который противостоит всему худшему, что может предложить мир. В том числе книга свидетельствует об ужасах землетрясения, вдохновившего Кандида спросить: «Если это лучший из всех возможных миров, на что похожи другие?».
Но жизнь в Лиссабоне продолжалась. Большая часть города была восстановлена, а завалы расчищены, начали строиться новые здания. Новая архитектура «Помбалино» была названа в честь премьер-министра маркиза Помбала, который сразу же направил свои силы на восстановление города со знаменитым заявлением своего плана действий: «Хоронить мёртвых и кормить живых».
Уникальные современные здания в районе Байша Помбалино считаются одними из первых сейсмоустойчивых сооружений в мире. Монастырь кармелитов, который стоял в центре Лиссабона с 1389 года, был преднамеренно оставлен без кровли в качестве напоминания о катастрофе. Он находится в собственности Museu Arqueológico do Carmo (археологического музея кармелитов), посвящённого истории Португалии.