Огромная крепость Манду в Мадхья-Прадеше имеет героическую историю, с ней связана почти шекспировская драма, которая происходила в пределах её оборонительных стен общей длиной около 30 км. Манду был вовлечен в жестокое противостояние между династиями и королевствами, которое длилось на протяжении XV-XVI веков. Это время отмечено множеством конфликтов личного характера: сыновья отравляли отцов, друзья отравляли друзей и любимых супругов, убивая их, лишь бы близкие не попадали в плен врагам.
Но, несмотря на все эти конфликты и раздоры, никто не посягнул на памятники архитектуры, которых насчитывается более 60. Фактически вся область находится в "предварительном списке наследия ЮНЕСКО". В Манду можно увидеть некоторые из самых необычных и замысловатых зданий средневековой Индии, в том числе постройки, связанные с водой. Учитывая, что жители могли годами находиться в осаде, доступ к воде для них имел первостепенное значение, поэтому здесь можно увидеть множество резервуаров, водохранилищ, фонтанов и каналов. Кроме того, тут расположено несколько ступенчатых колодцев, самый красивый из которых Уджала Баоли.
В регионе их называют baori, baoli, bawadi, и vav. Ступенчатые колодцы - эффективные и уникальные для субконтинента водозаборные сооружения, которые тысячами строились начиная примерно с 600 г. н.э. Это были, пожалуй, самые значимые и многофункциональные здания своего времени, чудеса архитектуры, техники и искусства, основной целью которых было обеспечение водой жителей региона круглый год. Чтобы это осуществить, подземные воды должны были быть постоянно доступны, а в Индии уровень подземных вод мог колебаться от относительно скудных в засушливый сезон до мощных потоков в сезон дождей. Ступеньки создавались для того, чтобы достать воду с минимального уровня, а когда уровень возрастал, ступеньки (число которых могло превышать сотню) полностью скрывались под водой, потом цикл повторялся.
Ступенчатые колодцы в засушливых западных штатах Раджастан, Гуджарат и Харьяна должны были иметь доступ к воде, которая могла находиться глубоко под землей. В этом плане Мадхья-Прадеш имеет преимущество, т.к. там уровень грунтовых вод значительно ближе к поверхности. По сравнению с невероятно огромным и глубоким колодцем Нимрана Баоли, Уджала может показаться миниатюрным и мелким. Однако под сводами лестниц колодца размер теряет значение, и наблюдатель поражается визуальным эффектом архитектуры.
Колодец Уджала (что означает «свет») был построен вдали от центра Манду, где располагались дворцы, мечети и гробницы. Немногие туристы заходят сюда, ведь чтобы найти это скрытое сокровище, им приходится побродить. По сравнению с другими строго симметричными колодцами, этот самый оригинально построенный. Беспорядочное расположение лестниц - то прямо, то зигзагами, то в обоих направлениях,- ведёт к спокойной зеленой воде. Это не классический вариант постройки, однако вырезанные ниши и арочные камеры создают интересный скульптурный эффект. Здание выглядит так же сюрреалистично, как трехмерная картина Джорджо Де Кирико, пустая и таинственная. Темные арки сморятся немного зловеще, несмотря на спокойную, почти волшебную, безмятежность окружения.
Удивительно чистый колодец Уджала незаметно спускается к зеленому полю, где беззаботно пасутся козы. У создателей этого места правильная идея, это идеальное место для пикника, тут можно отдохнуть сидя на ступеньках или в тени, пережидая летнюю жару. Однако живописность и былая слава Уджала не стали гарантией устойчивого будущего. Целый класс ступенчатых колодцев ушёл в историю, и сегодня большинство из них совершенно неизвестны миру (что печально, даже в самой Индии).
Появление британского владычества, современных водяных насосов и сантехники привело к тому, что подобные сооружения устарели. Не используемое по своему основному предназначению, большинство из них стало разрушаться, было предано забвению, загрязнилось и сегодня выглядит весьма печально. Уджала удалось сохранить свое достоинство, ведь он выглядит намного лучше, чем большинство подобных сооружений.
Возможно, раскрытие существования ступенчатых колодцев туристам, по сути, не самая хорошая идея: если уникальные колодцы будут наводнены посетителями, их магия просто исчезнет.
Виктория Лотман - журналист в области искусства и культуры, специализирующаяся на Индии. Ее книга «Исчезающие ступенчатые колодцы Индии» была опубликована в 2017 году издательством Merrell (Лондон). @victorialautman.