Пещеры Аджанты, строительство которых продолжалось 800 лет, расположены в массивной скале в Махараштре. Они богато украшены фресками, которые считаются шедеврами буддийского искусства.
Аджанта разделена на две основные серии пещер, одна построена в 200 году до н.э., а другая закончена около 600 года н.э. Каждая пещера состоит из больших залов, они от пола до потолка украшены детальными иллюстрациями джатаки (притчи). Они рассказывают о жизни Будды.
Эти пещеры выкопаны в форме подковообразного изгиба каменной поверхности высотой почти 76 м. Они возвышаются над узким ручьем, известным как Вагора. Расположение этой долины обеспечило спокойную и безмятежную обстановку для буддийских монахов. Они уходили в эти уединенные места в течение дождливых сезонов. Тут они продолжали свои религиозные занятия, проводили интеллектуальные беседы и много времени проводили над созданием этих пещер. Создание пещер тут проводилось в зависимости от необходимости в разные периоды (начиная с 2-го века до н.э. до 6-го века н.э.). Каждая пещера была связана с соседними лестничными маршами, которые сейчас почти уничтожены, хотя в некоторых местах можно заметить их следы.
Всего из скалы было вырублено 30 пещер, в том числе и незаконченных. Из них пять (пещера № 9, 10, 19, 26 и 29) - молельни чайтя-гриха, а остальные - кельи вихара. По дате и стилю эти пещеры можно разделить на две большие группы. Самые ранние пещеры относятся к периоду раннего буддизма Хинаяна, аналогичные примеры которого можно увидеть в Бхадже, Кондане, Питалхоре, Насике и т. д. В общей сложности 5 пещер в Аджанте относятся к этому направлению, среди них 9 и 10 являются чайтя-гриха, а 8, 12, 13 и 15А - вихара. Эти пещеры датируются дохристианской эрой, самая ранняя из них - пещера 10 датируется вторым веком до нашей эры. Объектом поклонения здесь является ступа, эти пещеры демонстрируют имитацию деревянного строительства до такой степени, что даже стропила и балки искусно имитированы, хотя они несут только декоративную функцию.
Новые пещеры были вырыты во времена династии Вакатака, современников государства Гуптов. Пещеры были выкопаны королевским патронажем вассалами династии Вакатака, что доказывается надписями, найденными в пещерах. Варахадева, служитель царя Вакатака Харишена (475-500 гг. Н. Э.), посвятил пещеру 16 буддийской общине сангха, а пещера 17 была подарком князя (который покорил царство Ашмака), вассала Вакатака. Ещё один период строительства в Аджанте приходится на период с середины 5-го века до н.э. до середины 6-го века нашей эры. Сюаньцзан, известный китайский путешественник, который посетил Индию в первой половине 7-го века нашей эры, оставил яркое и графическое описание процветающего буддийского сообщества. хотя он не посещал пещеры. Одиночное посвящение династии Раштракута в пещере 26 показывает, что её использовали в 8-9 веках нашей эры. В новый период в рисунках появились новые тенденции, стало появляться изображение Будды в центре композиций, как в скульптуре, так и в живописи.
Всемирно известные росписи Аджанты также делятся на две широкие фазы. Самые ранние замечены в виде фрагментарных образцов в пещерах 9 и 10, они датируются вторым веком до нашей эры. Головные уборы и другие украшения, изображенные на этих картинах, напоминают барельефную скульптуру Санчи и Бхархут.
Второй этап живописи начался примерно в 5-6 веках нашей эры и продолжался в течение следующих двух веков. Образцы этих картин периода Вакатака можно было увидеть в пещерах 1, 2, 16 и 17. Различия в стиле и исполнении на этих картинах достаточно очевидны. Можно с точностью сказать, что над ними работали несколько авторов. На некоторых картинах также отмечается упадок, на что указывают некоторые жесткие, механические и безжизненные фигуры Будды. Такое видение Будды заметно и на некоторых картинах более позднего периода. Основной темой картин является иллюстрация различных притч джатака, различных инцидентов, связанных с жизнью Будды, а также современных событий и общественной жизни. Потолок неизменно украшен декоративными узорами, как геометрическими, так и цветочными.
Изначально поверхность скал тщательно обрабатывалась. Тут еще остались следы от долота. Скульпторы создавали специальные канавки, чтобы максимально долго удерживать краску. Грунтовый слой - железистая земля, смешанная с гравием или песком. Кроме того, художники использовали растительные волокна, рисовую шелуху, травы и другие волокнистые материалы органического происхождения на шероховатой поверхности стен и потолков. Второй слой состоял из грязи и железистой земли, смешанной с мелким каменным порошком или песком. Кроме того, художники добавляли тонкий волокнистый растительный материал. Затем поверхность окончательно покрывалась тонким слоем извести. По этой поверхности сначала наводился контур, а затем внутреннее пространство заполняется необходимыми цветами, со своими оттенками и тонами, благодаря чему достигался необходимый объем.
Используемые цвета и оттенки также варьируются от красной и желтой охры, цветов зелёной земли, извести, белой глины, гипса, сажи и ляпис лазури. Основным связующим материалом, используемым здесь, был клей. Картины в Аджанте не являются фресками, поскольку они нарисованы с помощью связующего агента, в то время как на фресках картины выполняются, пока известковый слой еще влажный, что действует как собственный связующий слой.