Когда бродишь по руинам древнего городища Тикаль, в какой-то момент воздух пронзает гортанный рёв, который разносится по лесу как плач одного из терзаемых воинственных демонов из мифологии майя.
Услышав этот кошмарный шум, сначала думаешь, что где-то в лесу проходит концерт тяжёлой музыки. Отследите источник зловещего звука, если хватит смелости, и вы поймёте, что смотрите на стаю тёмных обезьян, вальяжно раскинувшихся на ветвях дерева сейба.
Эти обезьяны - ревуны (по-испански aullador), и название своё, что неудивительно, они получили за издаваемый звук, столь характерный для тропических лесов Центральной Америки. Шумный и резонирующий рёв этого животного может оглушить, если находиться поблизости. Он настолько громкий, что буквально вызывает звон в ушах или головную боль.
Это ритуализованное поведение присуще главным образом альфа-самцам групп. Они ревут в основном на рассвете, в сумерках и просто в свободное время в течение дня. Вокализации служат ненасильственным средством обозначения территориальных границ и привлечения партнёров. Когда другие члены группы присоединяются к рёву, это помогает укрепить социальные связи и дать стае ощущение солидарности и единства, делая какофонию чем-то похожей на вой волков или, если сравнивать с людьми, на церковный хор.
Ревуны почти полностью листоядные животные, то есть по большей части они питаются листьями и почками деревьев в отличие от обитающей здесь же коаты, которая питается фруктами. Этот рацион даёт намного меньше энергии, и поэтому ревуны более вялые, медленные и, как правило, менее активные приматы. Им требуется больше отдыха, благодаря чему ревунов легче разглядеть, чем скачущую по деревьям коату. Большую часть дня ревуны проводят, отдыхая на ветвях в перерывах между поеданием листьев, и хотя из-за такого вялого поведения ревун кажется ленивым, на самом деле это эволюционная адаптация и физиологическая необходимость.
В цивилизации майя обезьяна считалась божественным животным, наделённым глубоким культурным значением. Хотя индейцы не имели понятия о научной теории эволюции в том виде, в каком она понимается в настоящее время, они считали обезьян древними предками человечества. Согласно священной книге мифов о сотворении мира «Пополь-Вух», приматы были формой жизни, возникшей во время одного из многочисленных ранних экспериментальных периодов сотворения мира.
Согласно мифу, боги были разочарованы результатом, который они сочли слишком легкомысленным и мятежным, и стремились усовершенствовать и придать форму некоторым обезьянам. В процессе видоизменения и переформирования боги сумели создать человеческую расу и, довольные своим изобретением, разрешили этому «примату 2.0» править Землёй. Таким образом, обезьяна, как предтеча человеческой расы, играла полусвященную роль в сложной космологии индейцев майя.
Из-за своей угрюмой и суровой внешности ревун (на языке майя «бац») ассоциировался с серьёзностью, долгом и работой, и поэтому отождествлялся с писарями. В некоторых царствах майя, особенно в городе Копан (на территории современного Гондураса), образ писаря-ревуна широко почитался правящей элитой (подобно гамадрилу в Древнем Египте), а храмы украшали огромные каменные скульптуры и стелы с изображениями этих важных животных.
Полезно знать
Ревунов легко заметить в районе развалин Тикаля. Стаи живут на деревьях сейба вокруг Храма IV, где их можно увидеть (и услышать) большую часть дня, отдыхающими на ветвях. Старайтесь не стоять прямо под деревьями, на которых сидят животные, а просто понаблюдайте за ними со стороны в бинокль, чтобы они на вас не помочились или не испражнились, что бывает на удивление часто.
Пожалуйста, не кормите обезьян принесённой едой. Они могут отравиться или начать привыкать к людям, что для них также опасно.