Каким образом 1800-летние кости двух христианских мучеников из Древнего Рима попали в город, известный своими скачками, баскетболом, Мохаммедом Али, жареной курицей и виски?
Католическая приходская церковь Святого Мартина Турского в центре Луисвилла является одним из немногих сохранившихся довоенных общественных построек города. Это также единственное (хочется верить) здание в Луисвилле, в стенах которого хранятся два древних священных скелета.
Церковь Святого Мартина Турского, один из старейших приходов старейшей внутренней епархии Соединённых Штатов Америки, была построена в 1853 году в районе Финикс-Хилл, где когда-то проживали в основном иммигранты, а сегодня - по большей части афроамериканцы. Новую францисканскую церковь стали посещать немецкие иммигранты, число которых бурно росло, и которых больше не мог вместить кафедральный собор в центре города.
В день выборов 1855 года здесь произошла трагедия. Вооружённая толпа членов антииммигрантского движения «Ничего не знаю», американской политической партии, находившейся под влиянием теорий заговора о католическом захвате США, заподозрила, что в церкви Святого Мартина спрятан склад оружия, и попыталась поджечь его. В ходе беспорядков погибло по меньшей мере 20 человек, а по некоторым данным, в близлежащих домах заживо сжигали целые католические семьи. После «Кровавого понедельника» тысячи католиков вынуждены были собрать вещи и уехать, что, по мнению некоторых, стало критичным для развития Луисвилла как города.
И хотя пятьдесят лет спустя к иммигрантам-католикам относились уже более спокойно, две посылки, появившиеся на таможне в Луисвилле в канун нового 1901 года, должно быть, дали повод вспомнить о преследовании полувековой давности. В присланных из Италии коробах лежали два необычных «иммигранта». Это были останки святых Магнуса и Бонозы, римских мучеников, убитых в те времена, когда христианство в Римской империи ещё было вне закона.
Согласно истории, Боноза была римской девой, которую казнили за её христианские убеждения, предположительно, в период правления Септимия Севера в III веке н.э. или при Диоклетиане, начавшем в IV веке самые суровые гонения на христиан. Что касается Магнуса, то по одной из легенд, во время казни Бонозы в Колизее этот человек, предположительно римский центурион, был так тронут её мужеством, что обратился в христианство, за что и сам в конце концов поплатился жизнью.
В другой легенде говорится, что Магнус вышел на ринг и стал сражаться в попытке спасти молодую Бонозу, но там же был убит. Однако даже католическая церковь признаёт, что не знает наверняка, кем были Магнус и Боноза, а проверить эти две истории практически невозможно.
Кем бы они ни были, останки, которые сейчас находятся в Луисвилле, предположительно, были впервые захоронены в римских катакомбах или в одной из итальянских пещер много веков назад. В XVIII веке они были направлены в цистерцианский монастырь в Ананьи, к востоку от Рима, где монахини, вероятно, поместили их под алтарь.
Как же тогда кости попали в Кентукки?
К раздражению многих итальянцев, большая часть Италии когда-то находилась под папской властью, что, безусловно, было известно нативистской толпе, напавшей на католиков Луисвилла в «Кровавый понедельник» 1855 года. В XIX веке, во время бурного объединения Италии, антицерковная реакция привела к тому, что правительство страны начало закрывать многие монастыри. Некоторые итальянцы воспринимали старые кости просто как суеверные реликвии. В попытке защитить эти останки их стали отправлять в США.
С разрешения папы Льва XIII в 1901 году кости Магнуса и Бонозы были упакованы и зашиты в мешки и отправлены в Кентукки, где впоследствии их поместили в церковь Святого Мартина. Прихожане Луисвилла сшили роскошные пурпурные одеяния, в которые облачили скелеты святых, а также надели им короны, символизирующие спасение мучеников. При реставрации церкви в 2012 году, обнаружилось, что одежда начала XX века сильно истлела. Позже её сожгли как священный предмет. Во время торжественной мессы (проведённой, кстати говоря, на латыни) 9 сентября 2012 года останки были помещены в новые приделы.
Филип ДиБласи, археолог из Луисвиллского университета, который изучал останки в 2012 году, подтверждает, что женский скелет, удивительным образом до сих пор находится в полном комплекте и принадлежит белой женщине примерно 24 лет. Кости Магнуса больше чем наполовину утеряны. Анализ ДНК показал, что ему было около 40 лет, и он был смеси европейской и африканской кровей. ДиБласи провёл компьютерную томографию в больнице Луисвилла, так что его команда в будущем сможет сделать реконструкцию лица.
Мы, скорее всего, никогда не узнаем наверняка, кем на самом деле были эти люди, но их останки дают увлекательное, хотя и противоречивое, представление о древней истории.
Полезно знать
Церковь Святого Мартина Турского - один из старейших сохранившихся храмов Луисвилла и, благодаря своей музыкальной программе, один из немногих католических приходов, в котором по-прежнему растёт число прихожан. Это довольно традиционная церковь, и по воскресеньям здесь всё ещё проводятся мессы на латинском и английском языках.
Поскольку здесь находится часовня непрерывного поклонения, двери церкви открыты круглосуточно семь дней в неделю. Храм находится не в самом благополучном районе, поэтому ночью там дежурит охранник.
Ещё одна достопримечательность этой церкви - её витражи с надписями на немецком языке, один из исторических памятников долины Огайо. Ищите высокий голубой шпиль к северу от Бродвея. Церковь находится недалеко от кладбища Кейв-Хилл и популярного района Хайлендз.