Тин-Пэн-Элли (Tin Pan Alley) является синонимом золотого века американского песенного творчества, когда Нью-Йорк был мировым эпицентром написания музыки, текстов песен и публикации нот. Но мало кто знает, что Тин-Пэн-Элли было реальным местом, небольшим участком 28-й улицы между Бродвеем и Шестой авеню.
Здесь, в этом ряду из нескольких небольших домов, были написаны самые популярные американские мелодии такими композиторами, как Ирвинг Берлин, Джордж Гершвин, Хоги Кармайкл и Сэмми Кан. Сегодня Тин-Пэн-Элли всё ещё существует, но этот участок из старых каменных домов находится в плачевном состоянии, не защищён городом, не является каким-либо памятником архитектуры и постоянно находится под угрозой сноса. Небольшая улочка заполнена в основном мелкооптовыми магазинами, в то время как сами исторические здания продолжают неуклонно ветшать.
Расцвет Тин-Пэн-Элли пришёлся примерно на 1880-е годы и на эпоху Великой депрессии. После Гражданской войны по всей стране резко возросли продажи салонных роялей. По некоторым оценкам, они составляли около 25 000 новых инструментов в год. В эпоху, предшествовавшую появлению радио и грампластинок, салонные рояли таких производителей, как Baldwin, Wissner и Sterling, были самыми популярными домашними музыкальными инструментами. Они быстро привели к процветанию сферы сочинения музыки и нотоиздательства.
О происхождении названия Тин-Пэн-Элли (Улица дребезжащих жестянок) ничего не известно, хотя чаще всего его связывают с историей репортёра ныне несуществующей газеты «Нью-Йорк Геральд» по имени Монро Розенфельд, который, прогуливаясь по небольшому кварталу на 28-й улице, услышал диссонирующие звуки десятков пианино, доносившиеся из окон домов вдоль улицы. «Была такая какофония, будто дребезжала куча жестянок», — писал он.
Тин-Пэн-Элли на рубеже веков была оживлённым, неистовым кварталом, где властвовали музыканты и записывающие студии. В каждом доме был штат композиторов и авторов песен, которые писали в таких разнообразных стилях, как водевили, оперетты, регтайм, комические песни и баллады. Песни обычно продавались в виде листов с красиво оформленными обложками. В этих домах также работали музыканты и певцы, которые исполняли новые песни в музыкальных магазинах, представляя их публике и артистам, приезжавшим на Тин-Пэн-Элли в поисках новых композиций для своих выступлений.
Сегодня театральную индустрию чаще всего связывают с Таймс-сквер, но в ту эпоху театры располагались чуть дальше по Бродвею, вокруг Геральд-сквер и прямо на пороге Тин-Пэн-Элли. Бесчисленные театры, водевили и музыкальные салуны заполонили окрестности, и все они были в поисках новых песен. Рой Маккарделл, репортёр New York World, писал о посещении Тин-Пэн-Элли в 1903 году так: «Каждый день здесь можно увидеть знаменитостей, охотящихся за песнями, которые добавят им славы. Среди них Пола Эдвардс, Мари Кэхилл, Бланш Ринг, Дэн Дейли, Мэри Дресслер и Лью Докстейдер». Эти имена практически забыты сегодня.
Сегодня эта улица выглядит совсем по-другому. Многие из старых особняков, переживших снос, находятся в запущенном состоянии и медленно разрушаются, несмотря на их важную роль в истории американской культуры. Через дорогу от дома № 45 (где издавались произведения Джорджа Гершвина и «Волшебник из страны Оз») находится изящное здание № 40, которое сегодня выглядит почти так же, как в 1908 году, когда Джек Норворт и Альберт фон Тильцер написали песню «Возьми меня с собой на бейсбол», ставшую неофициальным гимном бейсбола. Один из великих авторов песен на Тин-Пэн-Элли, Джордж М. Коэн, написал более 300 песен, в первую очередь хит эпохи Первой мировой войны «Там» (Over There). Среди других известных песен, написанных здесь, Alexander's Ragtime Band, Sweet Georgia Brown и God Bless America.
С появлением фонографов и радио популярность домашней игры на фортепиано быстро пошла на убыль, и к 1920-м годам некогда великие студии Тин-Пэн-Элли практически исчезли. Сегодня история этой улочки, на которой зародилась современная музыкальная индустрия и где были написаны одни из самых популярных песен Америки, практически забыта.
10 декабря 2019 года Комитет по сохранению памятников архитектуры Нью-Йорка присвоил пяти домам на 28-й улице между 6-й авеню и Бродвеем статус культурно и исторически значимых зданий.