Этот небольшой участок улицы, известный как Ирвинг-плейс, между 14-й авеню и парком Грамерси когда-то был фешенебельным районом художников, актёров и высшего общества Позолоченного века. С юго-западной стороны перекрёстка Восточной 17-й улицы и Ирвинг-плейс, зажатый между более крупными зданиями, скромно стоит небольшой двухэтажный дом из красного кирпича, совсем не похожий на окружающие его постройки.
Хотя несколько жилых домов на 17-й улице и имеют схожую с ним базовую архитектуру (все они с 1998 года охраняются как часть достопримечательности Нью-Йорка «Восточная 17-я улица/Исторический район Ирвинг-плейс»), дом №49 украшен заметно больше остальных. Утверждают, что это здание когда-то было домом знаменитого американского писателя Вашингтона Ирвинга, а на большой бронзовой мемориальной доске с северной стороны красуется его профиль. Однако здесь есть одна неувязка.
Вашингтон Ирвинг даже никогда не переступал порог этого дома.
Так к чему этот рассказ? Если писатель никогда здесь не жил, почему это строение стало известно как Дом Ирвинга? Чтобы всё встало на свои места, нам придётся вернуться на много лет назад и разобраться во всех нюансах.
Район к востоку от недавно появившегося парка Юнион-сквер начал застраиваться в 1830-х годах. Эти территории с 1748 года принадлежали некоему Корнелиусу Уильямсу и его семье. В 1832 году, осознав, что он больше не может препятствовать расширению города, Уильямс начал сдавать земли в аренду застройщику Сэмюэлю Б. Рагглсу. В составе комиссии по планированию Рагглс сыграл важнейшую роль в создании этого манхэттенского района, в том числе в появлении парка Грамерси и близлежащих районов между 3-й авеню и Парк-авеню. Прошедшая параллельно им улица получила имя Лексингтон-авеню в честь сражения при Лексингтоне. Часть этой протяжённой улицы южнее парка Грамерси Рагглс назвал Ирвинг-плейс в честь своего друга Вашингтона Ирвинга.
Дом Ирвинга (новый адрес: Ирвинг-плейс, 49, старый адрес: Восточная 17-я улица, 122) был построен Петером Ворхисом между 1843 и 1844 годами вместе с двумя соседними зданиями №45 и №47. Первыми его арендаторами стали страховой агент Чарльз Джексон Мартин и его супруга, которые оставались там с 1844 по 1852 годы. Генри и Энн Коггилл проживали в этом доме в 1853 году, а с 1854 по 1863 год он станет местом жительства Томаса Фелпса и его жены Элизабет.
В течение следующих 40 лет владельцы, среди которых можно упомянуть Чарльза А. Мэйси, предпринимателя и дядю основателя торговой сети Macy’s, постоянно менялись. Однако его самые знаменитые жильцы заезжают в дом в 1892 году: актриса Элси де Вульф и её подруга, театральный и литературный агент Элизабет Марбери, занимали дом до 1911 года. Именно в этот период и зародился миф.
Сам же писатель в то время, когда строился «его» дом, был послом в Испании. В США Ирвинг возвращается в 1846 году, уходит в отставку и отправляется в своё поместье под названием «Саннисайд» в Тарритауне к северу от Нью-Йорка. Эту землю он приобрёл в собственность ещё в 1835 году и потратил много времени и средств на строительство. Скончался Вашингтон именно там, в «Саннисайде», в 1859 году. Таким образом, крайне маловероятно, что он имел какое-либо отношение к дому по адресу Ирвинг-плейс, 49.
Так откуда же появилась эта история? Первое упоминание в печати о том, что Ирвинг жил в этом доме, появилось 4 апреля 1897 года в приложении Sunday Magazine к газете New York Times. Статья представляет собой рассказ об Элси де Вульф, и о том, как она украшала и обустраивала Дом Ирвинга. В 1905 году Вульф станет известна как первый профессиональный дизайнер интерьеров, и, похоже, эта статья являлась для неё чем-то вроде пиар-акции. В статье приводится явно недостоверная информация о том, что писатель якобы сам планировал дом и очень внимательно относился к архитектуре и дизайну. Чьей идеей было упоминание имени Ирвинга, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Придумала ли эту фальшивку Вульф, чтобы сделать себе рекламу, или это вымысел журналистов Sunday Magazine, задуманный для привлечения внимания и увеличения тиражей, остаётся тайной.
В доме действительно проходили вечеринки литературного, театрального и художественного бомонда, организуемые Элси де Вульф, которые привлекали таких известных представителей Позолоченного века, как архитектор Стэнфорд Уайт и коллекционер и меценат Изабелла Стюарт Гарднер. Но всё это не имело к Вашингтону Ирвингу решительно никакого отношения.
В 1927 году из-за готовившейся реконструкции была предпринята попытка сохранить дома в районе 17-й улицы, и 24 августа в New York Times появилась статья, где чётко объяснялась историческая ценность Дома Ирвинга. Затем редактору пришло письмо от Эммы М. Льюис (вероятно, дочери Томаса и Мэри Льюис, которые жили по адресу Ирвинг-плейс, 47 с 1856 по 1871 гг.), опубликованное 12 сентября:
«Мне было очень интересно прочитать о доме Вашингтона Ирвинга по Восточной 17-й улице, 122 и особенно о письме с именами всех владельцев за последние годы. Мне довелось прожить всю жизнь в этом районе, и в детстве я сотни раз бывала в нём, когда дом принадлежал Мэйси.
В те дни даже не обсуждалось, что Вашингтон Ирвинг мог когда-либо жить в этом доме, но, говорят, он останавливался на одну зиму в апартаментах на перекрёстке 16-й улицы и Ирвинг-плейс. Его племянник Пьер Ирвинг жил на Восточной 17-й улице, 120. Его дочь Мэри, очень красивая девушка, вышла замуж за сына художника Хантингтона. Я знала её.
Только после переезда Элси де Вульф на 17-ю улицу, 122 стали гулять слухи, что Вашингтон Ирвинг якобы жил в этом доме и появлялся в окнах второго этажа, "наблюдая за судами на Ист-Ривер". Это повторяли так часто, что многими слухи принимались за правду».
Эмма М. Льюис, Нью-Йорк, 9 сентября 1927 г.
И всё же, несмотря на отсутствие доказательств и прямое отрицание Эммы Льюис, история получила впечатляющее продолжение. В 1930 году в подвале здания заработал ресторан Washington Irving Tea Room, а в 1934 году на северной стене была установлена мемориальная доска, созданная учеником Огюста Родена Александром Финтой, которая прочно закрепила байку в общественном сознании. Окрестности дома по-прежнему полны отсылками к Ирвингу, начиная от крупных художественных инсталляций в соседнем W-Hotel и заканчивая пабом «Всадник без головы» на 15-й улице.