Лишённая крыши церковь Санта-Мария-делло-Спазимо в Палермо является типичным зданием легендарного города - голые стены и скелеты арок говорят об утраченном величии древней столицы. Незаконченная церковь оказалась одной из многих жертв османских набегов на государства Средиземноморья в XVI веке. Материалы, предназначенные для крыши «Спазимо», были перенаправлены на укрепление городских стен, и спустя 500 лет строительство так и не возобновилось.
Опустевшая и полуразрушенная готическая церковь планировалась в начале XVI века как часть оливетанского мужского монастыря. Постройке монастырского комплекса способствовало пожертвование арагонской аристократки Эулалии Росольмини, которая особенно почитала образ Страдающей Богородицы.
Считается, что обморок (spasimo - по-итальянски «обморок», «приступ») случился с Марией, когда она стала свидетелем страданий Христа на пути к Голгофе. Хотя этот эпизод не встречается в канонических евангелиях (и не принимается Римско-католической церковью), он был популярным сюжетом многих средневековых картин и писаний.
Церковь также известна алтарной картиной «Крестный путь» («Сицилийское Спазимо») кисти мастера эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Корабль, который вёз произведение, во время шторма потерпел крушение. Весь экипаж погиб, а груз был потерян, за исключением единственного ящика с картиной, который чудесным образом прибило к берегу около Генуи.
Картина «Крестный путь», неофициально именуемая также «Сицилийское Спазимо», была доставлена в церковь Санта-Мария-делло-Спазимо, где находилась на протяжении столетия. В настоящее время она хранится в Музее Прадо в Мадриде, в здании с крышей, как и подобает художественному шедевру.
К концу XVI столетия монахи-оливетанцы, вероятно, оставили надежду, что строительство церкви когда-нибудь будет завершено. В 1582 году она впервые была использована в качестве места проведения публичных мероприятий, эту роль церковь играет и сегодня.