В 1925 году в городе Окотлан в семье сапотеков родился человек, который в конечном итоге стал его блудным сыном. Родольфо Моралес, известный своими сюрреалистическими картинами, изображающими мексиканскую культуру, считается одним из самых важных представителей современного искусства Оахаки и одним из самых известных художников среди коренных народов Мексики.
Моралес начал свой творческий путь, поступив в знаменитую Академию Сан-Карлос в Мехико, где обучался с 1948 по 1953 год. Вскоре после её окончания родной город художника Окотлан поручил ему нарисовать фреску в Муниципальном дворце (так в Мексике называют городские ратуши).
Несмотря на то, что Моралес был достаточно любим своими соотечественниками, чтобы написать такое важное произведение публичного искусства, его карьера после этого немного пошла на спад, и он устроился работать учителем рисования в Национальную подготовительную школу. Продолжая рисовать и лепить даже в качестве учителя, Моралес сделал большой прорыв в мире искусства после того, как его работы заметил его земляк Руфино Тамайо, уже ставший к тому времени известным на весь мир. К 1975 году влияние Тамайо помогло Моралесу организовать национальные и международные персональные выставки. В 1982 году Моралес вернулся в Окотлан, чтобы подретушировать и дополнить свою фреску. Вскоре после этого он оставил преподавание и работал только художником, а ко времени своей смерти в 2001 году был любимым местным деятелем, известным своими благотворительными общественными проектами в Окотлане.
Работы Моралеса вышли за рамки мексиканской традиции социалистического реализма, воплощённого, в частности, Диего Риверой и Давидом Альфаро Сикейросом, а также абстрактного/кубистического стиля Тамайо. В его работах в основном прослеживается очень мексиканизированный сюрреализм с сельскими сценами и персонажами, смешивающимися с фантастическими образами в ярких цветах. Мурал Окотлана, однако, выполнен по большей части в фольклорном стиле, изображая сцены из жизни коренных народов и метисов, работающих и ведущих хозяйство в характерных полузасушливых долинах Центральной Оахаки. Например, здесь можно увидеть процесс сбора урожая и подготовки агавы для мескаля.
В 2018 году, после тщательной реставрации, Секретариат культуры и искусств штата объявил этот мурал культурным наследием Оахаки. В то время как Окотлан похож на другие города Оахаки наличием впечатляющего бывшего доминиканского монастыря, расположенная неподалёку ратуша определённо стоит того, чтобы взглянуть на впечатляющее произведение искусства Моралеса.
Полезно знать
Зал Советов (Salón de Cabildos), где находится мурал, открыт для посетителей с понедельника по субботу с 10:00 до 14:00, а затем - с 16:00 до 18:00. Другие работы Моралеса можно посмотреть в бывшем монастыре Санто-Доминго-де-Гусман, который находится рядом с Муниципальным дворцом.