Скульптура Кетцалькоатля: где находится и что посмотреть рядом

Скульптура Кетцалькоатля

Местные жители любят эту скульптуру и в то же время высмеивают за внешнее сходство с какашкой

Противоречивая скульптура Кетцалькоатля в центре Сан-Хосе вызывает любовь, отвращение и смех примерно в равной степени. Но было ли это произведение искусства подлинной данью уважения культуре ацтеков или расплатой в виде какашки?

Пернатый змей, он же скульптура Кетцалькоатля, он же скульптура-какашка, был создан мексиканско-американским скульптором Робертом Грэмом. Согласно информации на сайте художника, это «стилизованное изображение Кетцалькоатля, одного из важнейших божеств мезоамериканского пантеона, было создано для города, как символ духа социальной гармонии и разнообразия».

Однако в 1994 году, когда Пернатый змей был представлен публике на площади Сесара Чавеса в Сан-Хосе, фраза «социальная гармония» была не самой подходящей. Ещё до открытия эта статуя подверглась суровой критике.

Самой обсуждаемой темой была её стоимость в полмиллиона долларов. Неужели не нашлось более нужного применения бюджетным деньгам, чем на произведение публичного искусства? И всё это произошло примерно через 15 лет после того, как мэр города одобрил конную статую Томаса Фэллона стоимостью 440 000 долларов, которая в итоге пролежала на складе более десяти лет, поскольку общественность считала Фэллона, бывшего мэра Сан-Хосе, олицетворением американского империализма и репрессий против мексиканского народа.

Поступали и жалобы религиозного характера. Христианских фундаменталистов приводила в ярость сама мысль о статуе Кетцалькоатля, который, по их мнению, был гротескным символом человеческого жертвоприношения с вырыванием из груди ещё бьющегося сердца. Это суждение ошибочно, но разубедить их было невозможно. Натан Хилл, ведущий местного христианского тележурнала, даже предсказывал, что скульптура превратит площадь в современное место человеческих жертвоприношений, первыми жертвами которых станут бездомные (если что, на площади Сесара Чавеса ещё не было ни одного жертвоприношения).

Нерелигиозные группы, тем временем, жаловались на то, что статуя божества — это незаконная пропаганда религии в общественном месте. Позже они подали иск, но федеральный суд отклонил его.

Предполагавшееся местоположение статуи также вызвало недоумение. Чтобы установить её на площади Сесара Чавеса, необходимо было бы переместить стоявший здесь мемориальный колокол пожарных. Некоторые сочли это крайне неуважительным, но, тем не менее, он был перемещён в Сент-Джеймс-парк, а затем — в пожарную часть № 1 на Норт-Маркет-стрит.

Все эти споры возникли, когда статуя ещё даже не была открыта. А люди, заказавшие её, узнали точно, что они получат, всего за шесть недель до открытия. Видите ли, ещё в 1992 году Роберт Грэм объявил городу, что собирается установить бронзовую скульптуру ацтекского бога-змея Кетцалькоатля высотой 6-7 метров с распростёртыми крыльями, и всё это великолепие должно было находиться на основании диаметром 4,5-6 метров. Но затем во внезапном художественном порыве он пошёл другим, копрологическим путём, что ошеломило собравшихся сторонников и протестующих на публичном открытии статуи.

Позже Грэм отметил, что на изменение проекта его вдохновила поездка в Мексику. И это правда: некоторые свёрнутые спиралью ацтекские змеи действительно имеют сходство со свёрнутыми спиралью мультяшными экскрементами. Ещё английский писатель, поэт и драматург Д. Г. Лоуренс в своём романе 1926 года «Пернатый змей» (совпадение или нет, но Грэм назвал свою статую так же) описывал их как «змеи, свернувшиеся кольцами, напоминая экскременты, змеи с клыками и перьями, каких не увидишь в самом страшном кошмаре».

Не все считают это оправдание Грэма искренним. Некоторые утверждают, что статуя, похожая на какашку, на самом деле была формой мести за отпор, полученный скульптором в конце 1980-х годов. Тогда Грэм разработал проект с макетом ворот в центре Сан-Хосе. Они представляли собой перевёрнутые буквы L высотой 9 м, увенчанные деревьями, с бронзовыми лошадьми в натуральную величину. Город одобрил проект, но местные СМИ высмеяли его. Под натиском общественности власти сдались и отказались от этой идеи, заплатив Грэму 60 000 долларов за его напрасные усилия.

Такой поворот, если верить этим домыслам, и стал причиной того, что Кетцалькоатль в конечном счёте получился на вид как какашка: своеобразный средний палец учреждению, которое отклонило предыдущее предложение скульптора много лет назад.

Где остановиться

Места поблизости

Может быть интересно

  • Морской цветок

    Скульптура морского ежа — необычное напоминание об истории мореплавания этого города в Новой Англии