Мемориальная доска «Танец сорока одного»: где находится и что посмотреть рядом

Мемориальная доска «Танец сорока одного»

Доска в память о бале XX века, который привлёк внимание к ЛГБТК-сообществу Мексики

Культурный центр Хосе Марти был основан в 1976 году по инициативе союза народов Латинской Америки. Хосе Марти был известным кубинским писателем конца XIX века и революционером, участником движения за гражданские права и постколониализм в Северной и Южной Америке. Можно сказать, что этот революционный дух стал мотивацией, которая привела к современному движению балов с переодеванием.

Эти балы чаще всего посещали и организовывали мужчины-гомосексуалисты как относительно безопасное убежище для проявления своей идентичности и сексуальности. Они были распространены по всему западному миру в конце XIX и начале XX века.

Бал в Мехико, который впоследствии станет известен как «Танец сорока одного», состоялся 18 ноября 1901 года в современном районе Табакалера. Во время этого бала 42 мужчины, 19 из которых были в женских нарядах, общались, танцевали и — согласно сенсационным сообщениям того времени — участвовали в конкурсе, где наградой победителю была интимная встреча с молодым человеком.

Об этом бале кто-то сообщил в полицию, и она нагрянула посреди ночи, чтобы остановить «демонстрацию грубого непристойного поведения». Многие присутствовавшие на балу пытались сбежать, но все 42 человека в конце концов были задержаны. Причина, по которой это событие по сей день известно как «Танец сорока одного», в том, что 42-й человек, как говорили, был зятем самого Порфирио Диаса, тогдашнего президента Мексики. Благодаря политическим связям его имя было вычеркнуто из всех записей и отчетов о бале.

Среди всех заметок о том событии самыми известными, пожалуй, были статьи, сопровождавшиеся карикатурами знаменитого иллюстратора Хосе Гуадалупе Посады. В этих статьях мероприятие называли «Балом 41 неженки», и они содержали уничижительные сонеты. Как и зять Диаса, другие 41 задержанный были представителями аристократии и элиты страны. Те, кто не смог подкупом избежать наказания, были против воли отправлены в армию на продолжавшуюся Юкатанскую войну каст.

Многое из того, что известно об этом событии и его последствиях, взято из рассказов журналиста Карлоса Монсивайса, который писал, что впоследствии число 41 стало чем-то вроде символом несчастья в Мексике, как, например, 13 в западной культуре и 4 в Восточной Азии. Однако эта ассоциация со временем изменилась, и 41 больше не означает неудачу в мексиканской культуре. Его начали использовать члены современного ЛГБТ-сообщества страны.

Эта мемориальная доска, увековечивающая память о «Танце сорока одного», была открыта в 2001 году, спустя 100 лет после скандального события. Её установили на стене Культурного центра Хосе Марти, прямо через дорогу от района Табакалера, где проходил бал. На доске выгравирована цитата Карлоса Монсивайса и рельеф с изображением двух обнажённых мужских фигур работы художника-гея Рейнальдо Веласкеса Себадуа. Почти два десятилетия спустя этот памятник продолжает оставаться символом сложных отношений Мексики с культурой ЛГБТ.

По состоянию на март 2022 года из-за вандализма и попытки кражи мемориальная доска была перемещена на хранение в Культурный центр. По словам персонала, в ближайшем будущем планируется снова установить её снаружи, усилив меры безопасности.

Полезно знать

Культурный центр Хосе Марти открыт с понедельника по субботу с 9:00 до 19:00 и по воскресеньям с 10:00 до 18:00. Ближайшая станция метро - Hidalgo, линии 2 и 3.

«Танец сорока одного» лёг в основу одноимённого фильма от Netflix, вышедшего в 2020 году.

Где остановиться

Места поблизости

Может быть интересно

  • Дом Элис Остин

    Снимки одной из первых фотографов-женщин увековечены в её родовом доме