Об этой удивительной коллекции Национальной галереи искусства почти никто не знает, и находится она за дверью без таблички в отделе, куда допускаются только сотрудники. Хранители собрали здесь непревзойдённую коллекцию из 21 000 образцов красок, лаков, пигментов и грунтовок.
В обычных на вид картотечных шкафах аккуратными рядами хранится почти полный перечень образцов материалов, которые можно было найти в художественных магазинах на протяжении четырёх десятилетий. Официальное название этого хранилища красок — Центр коллекционирования и изучения материалов для изобразительного искусства. Это крупнейшее подобное хранилище в мире.
Коллекция впечатляет не только своим объёмом, но и продуманным организационным подходом. Ничего подобного ранее не предпринималось, и это, несомненно, станет золотой жилой для исследователей-искусствоведов в предстоящие десятилетия и даже столетия. Коллекцию уже называют перспективной, поскольку многие из этих материалов больше не производятся или производятся по другим формулам и с изменённым составом.
Проект был запущен ещё в конце 1970-х годов Зорой Пинни, владелицей магазина художественных принадлежностей в Санта-Монике. Когда Пинни поняла, что многие популярные линейки и бренды уходят с рынка, она начала собирать свой собственный «Ноев ковчег» из красок. Использовать их Пинни не планировала, но она понимала ценность этих образцов для исследователей искусства в будущем.
В 1994 году Пинни передала свою коллекцию из 6000 образцов в дар Национальной галерее искусства при условии, что она будет доступна исследователям. За прошедшие годы коллекция пополнилась до нынешних 21 000 образцов благодаря важным приобретениям Майкла Скалки из Национальной галереи и Марка Готтсегена из компании ASTM International. По словам Скалки, сегодня здесь представлены почти все крупные производители со всего мира.
Примечательно, что потребность в коллекционировании материалов в значительной степени является следствием процессов промышленного производства. Исторически сложилось так, что художникам приходилось рисовать природными красками, полученными из экзотических растений, животных, насекомых и минералов. Некоторые из этих пигментов, как правило, оставались стабильными с течением времени, но другие быстро выцветали. С тех пор, как в XIX веке появились краски в тюбиках, производство их становилось всё более индустриализированным, что в условиях исчерпания возможностей использования натуральных красок привело нас к переходу на органически-синтетические пигменты.
«Производитель красок стремится к единообразию, — говорит Скалка, — а при использовании натуральных пигментов этого сложно добиться. Коричневый цвет, например, может иметь красноватый оттенок, в следующий раз он станет зеленоватым, а потом — оранжевым. Это проблема для производителя». Сбор как старых, так и новых пигментов даёт будущим исследователям документально подтверждённые ориентиры для понимания периода времени, когда традиционные неорганические краски и натуральные цвета перешли на органически-синтетические замены.
Применение различных экзотических материалов, сочетающих масла, смолы и металлические сиккативы, создало серьёзные проблемы для художников. Целое поколение британских художников, которые были связаны с Королевской академией в Лондоне, стало свидетелем того, как их работы с течением времени приходили в негодность. Слабое понимание химии в то время и внедрение новых материалов в результате промышленной революции с тех пор не давали покоя реставраторам.
«Сохранение и реставрация — это, по сути, понимание основ художественных материалов, техник и того, как они стареют с течением времени», — говорит Скалка. К счастью, когда нынешняя живопись начнёт стареть, реставраторам не придётся ломать голову над тем, с какими материалами работал художник.
Полезно знать
Коллекция закрыта для широкой публики. Попасть сюда могут только те, кто проводит серьёзные исследования.