Муралы Максо Ванки: где находится и что посмотреть рядом

Муралы Максо Ванки

Политически радикальные картины малоизвестного югославского мастера, долгое время пробывшие под слоем грязи, наконец-то получили должное внимание

В Миллвейле, рабочем пригороде Питтсбурга, за стенами невзрачной, но исторической хорватской католической церкви, скрыты одни из самых необычных и недооценённых фресок 1930-40-х годов.

Картины, созданные в знак протеста против промышленного капитализма, Первой мировой войны и подъёма фашизма, принадлежат эмигрировавшему из Хорватии художнику Максимилиану «Максо» Ванке, которого Дэвид Бирн из группы Talking Heads назвал «Диего Риверой из Питтсбурга». Если помимо исторических фактов вас прельщают легенды, то знайте, что с католической церковью Святого Николая также связана одна из питтсбургских историй о привидениях.

Максо Ванка (1889-1963), вероятно, был незаконнорожденным ребёнком представителей габсбургской знати. Родившийся в те времена, когда Хорватия всё ещё была частью Австро-Венгерской империи, Ванка младенцем был отдан крестьянке по имени Дора и вырос в небольшой деревушке под Загребом. Когда Максимилиану исполнилось восемь, дед по материнской линии узнал о его существовании и привёз мальчика в совой замок, где дал ему образование. Ванка продолжил изучать искусство в Загребе и Брюсселе, окончив учёбу с отличием в 1914 году, когда началась Первая мировая война. 25-летний художник, будучи уже убеждённым пацифистом, поступил на службу в Бельгийский Красный Крест в качестве медика, где стал свидетелем всех ужасов войны на Западном фронте.

В 1920-х годах Максо Ванка стал одним из ведущих художников своей страны, но в 1934 году в связи с ростом фашизма в Европе эмигрировал в США.

Католическая церковь Святого Николая в Миллвейле, штат Пенсильвания, была частью первого хорватского прихода в США. В 1937 году её настоятель отец Альберт Загар поручил Ванке написать серию фресок в церкви. Ванка оказался нестандартным выбором для работы над тем, что прозвали «Сикстинской капеллой Питтсбурга». Хотя Максо считал себя духовным человеком, он не был католиком, положительно относился к социалистической политике и был женат на американской еврейке Маргарет Стеттен, дочери нью-йоркского хирурга.

За восемь недель, с апреля по июнь 1937 года, художник завершил первую серию фресок. Всего было написано двенадцать картин. Остальные были закончены летом и осенью 1941 года, за несколько месяцев до вступления США во Вторую мировую войну.

Хотя работы Ванки в Миллвейле изображают множество традиционных христианских религиозных тем, он блестяще вплёл в них свои собственные тревоги, наглядно иллюстрируя пороки капитализма, ужасы войны и «распятие» Хорватии усташами, фашистской организацией, которая также была яростно католической и антисемитской. Муралы представляют собой невероятный перевод христианских мотивов в политику 1940-х годов. В картине «Сцены битвы» солдаты пронзают Иисуса и Деву Марию штыками. На фреске «Несправедливость» ангел, одетый в монашескую рясу и противогаз, держит в руках окровавленный меч и весы, на которых деньги перевешивают хлеб. В работе «Мати 1941» любимая родина художника в образе женщины висит с прикованными к кресту руками, проливая кровавые слёзы.

Несколько фресок Ванки посвящены тяготам труда в Америке. На картине «Мать-иммигрантка отдаёт сыновей на службу промышленности» мы видим, как вдалеке зловеще горят мрачные заводы и шахты западной Пенсильвании — некогда центра американской сталелитейной промышленности, — а на переднем планет мёртвый рабочий лежит на хорватской газете в окружении плачущих матерей. На мурале «Капиталист» американский промышленник в цилиндре ест роскошный завтрак, который подносит чернокожий слуга. Пока этот король индустрии (удар по богатеям Питтсбурга) корпит над биржевым отчётом, его сторонится ангел, а с другой стороны к нему тянется костлявая рука, держащая огонь.

В нескольких картинах Ванки можно увидеть как Европу, так и Америку. На мурале «Простой семейный обед» за столом сидит семья из рабочего класса, одетая в традиционную хорватскую одежду. Их головы склонены в молитве, в то время как их благословляет Иисус Христос, невидимый никому, кроме маленькой девочки (которую Ванка писал со своей дочери Пегги).

Вокруг алтаря и под большим изображением Девы Марии с младенцем («Мария, королева Хорватии»), соотечественники Ванки в народных одеждах собираются на утреннюю молитву («Сельская Хорватия»). Ванка говорил: «Эти фрески — мой вклад в Америку. И не только мой, но и моих соотечественников-эмигрантов, которые также благодарны, как и я, за то, что спаслись от бойни в Европе».

А теперь о призраке. Ходит легенда, будто однажды ночью в 1937 году Ванка засиделся допоздна, торопясь закончить первую серию фресок. Именно тогда он увидел «Призрака Миллвейла». Так это явление назвали в статье, опубликованной в журнале Harpers Magazine в апреле 1938 года хорошим другом Ванки Луисом Адамиком. Местные говорят, что это был призрак бывшего пастора, который пренебрегал своими священническими обязанностями и нёс епитимью за то, что не смог хорошо служить приходу. Хотя в тот момент в церкви также был отец Загар, только Ванка видел «фигуру в чёрном одеянии у алтаря».

Позднее Максо Ванка преподавал искусство в колледже Делавэр-Вэлли в округе Бакс, штат Пенсильвания, недалеко от Филадельфии, но так и не приобрёл широкой известности в США. Фрески в Миллвейле остаются его величайшей работой. Считается, что в 1963 году, плавая у берегов Пуэрто-Вальярты (Мексика), он перенёс сердечный приступ и утонул в Тихом океане. Вдова и дочь Ванки пожертвовали многие его работы Хорватской академии наук и искусств и музею Мишнера в Дойлстауне, Пенсильвания. В 2019 году семья Ванка передала Обществу сохранения муралов Максо Ванки (SPMMMV) более 130 рисунков Питтсбурга 1935 и 1937 годов, а также подготовительные эскизы к муралам.

К большому сожалению, фрески Ванки были почти утрачены из-за загрязнения воздуха и прочих повреждений. Всего за несколько коротких десятилетий печально известный грязный воздух Питтсбурга и отсутствие кондиционеров внутри церкви нанесли им серьёзный ущерб. Мелкие детали фресок также были затемнены из-за недостатка света. На сегодняшний день в церкви установлено профессиональное освещение и продолжается реставрация картин. В нескольких местах специально оставили несколько тёмных квадратов, чтобы показать толщину слоя грязи, которая когда-то покрывала эти фрески.

Общество сохранения муралов Максо Ванки (SPMMMV), созданное в 1991 году как отдельная от церкви некоммерческая организация, ставит своей задачей очистку и реставрацию фресок, установку нового освещения для удобства посетителей, а также улучшение общественного информирования и доступа. По состоянию на 2022 год SPMMMV отреставрировала 14 из 25 муралов и получила грант в размере почти $500 000 на завершение второго этапа консервации. Проделанная ими работа впечатляет, а эти исторические картины — удивительное свидетельство объединения веры, искусства и социальной справедливости — являются одной из лучших достопримечательностей города, хотя и малоизвестной.

Полезно знать

Миллвейл — исторический пригород Питтсбурга, расположенный через мост 40-й улицы от Лоренсвилля на реке Аллегейни. Хорватская католическая церковь Святого Николая стоит на вершине крутого холма.

Через дорогу от церкви есть небольшая парковка. По субботам в 11:00 и 12:30 и по понедельникам в 18:30 общество SPMMMV проводит экскурсии для посетителей. Индивидуальные и групповые туры, а также школьные экскурсии и образовательные программы нужно бронировать заранее. Дополнительную информацию можно уточнить на сайте vankamurals.org.

Стоимость билета на экскурсию составляет $15 с человека. Пенсионерам скидка. Дети до 5 лет проходят бесплатно. Во время экскурсии разрешается фотографировать без вспышки.



Где остановиться

Места поблизости

  • Бамблби-Бич

    Частный дом украшен великолепным муралом, посвящённым шмелю

Может быть интересно

  • Триумф Смерти

    Средневековая фреска, которая напоминает посетителям о том, что смерть придёт за всеми

  • Капелла Скровеньи

    Часовня, построенная сыном ради искупления грехов отца, стала знаменита благодаря одному из величайших произведений искусства

  • «Страшный суд» в Ковентри

    Эта удивительная фреска XV века несколько столетий была у всех на виду, при этом оставаясь незамеченной