В саду довольно скромной церкви в кентском городе Грейвзенд стоит памятник одной из самых известных индейских женщин в истории, Покахонтас, которая своей добротой и дипломатичностью предотвратила неминуемую войну между британскими поселенцами и ее племенем поухатанов.
Эта запоминающаяся бронзовая скульптура в натуральную величину является копией скульптуры Уильяма Ордвея Партриджа, созданной в 1913 году. Оригинал находится в Джеймстауне, штат Виргиния, США, на родине поухатанов. В 1958 году губернатор Виргинии подарил статую жителям города.
Девушка изображена изящно ступающей с раскрытыми руками, будто бы приглашая вас шагнуть навстречу. Однако, пожалуй, самая интригующая черта статуи — ее стоическое и величественное выражение лица, в котором можно распознать явную боль и недоумение. Эта деталь, по-видимому, наводит на мысль о глубинной трагедии короткой, но богатой событиями жизни этой молодой женщины.
Девушка родилась в 1596 году в семье вождя племени по имени Вахунсунакок, а ее мать умерла при родах. Ее настоящее имя — Матоака, что в переводе с алгонкинского языка означает «яркий пар между холмами». Считается, что она получила свое детское прозвище Покахонтас, которое переводится как «игривая» или «проказница», из-за любознательного и отважного характера.
Будучи маленькой девочкой, Матоака помогала взрослым со сбором урожая и приготовлением пищи, заготовкой дров, выращиванием маиса и придерживалась духовного мировоззрения своего народа. Племя Поухатан верило в сонм духовных сущностей, населяющих леса, но у них было два главных божества: великодушный творец человечества Ахонэ (Ahone) и его противоположность — злой трикстер Оки (Okee).
К началу XVII века мир племени поухатанов изменился из-за первых поселений британских колонистов в Америке. Конфликт между двумя народами возник сразу же. В течение первых двух недель велась стрельба из мушкетов и луков, в результате чего многие погибли. Позже в том же году один из колонистов, Джон Смит, во время охоты на оленей был взят в плен поухатанами.
Согласно более поздним воспоминаниям Смита, вождь Вахунсунакок в гневе чуть не забил его до смерти дубиной. Но его спасла Матоака, которая встала между мужчинами и умоляла отца освободить Смита и заключить мир с колонистами.
Исследователи веками спорили о достоверности рассказа Смита. Некоторые считали, что это всего лишь драматическое приукрашивание, другие отстаивали эту историю как исторический факт. Но что бы ни произошло на самом деле, похоже, что между колонистами и коренным населением действительно на некоторое время воцарился мир. Местные даже снабжали колонистов едой во время суровой зимы.
Но спустя два года, после расширения поселений, вновь разгорелся конфликт и началась война, в ходе которой Матоака была похищена группой колонистов. В течение года ее удерживали в качестве заложницы и обратили в христианство. Ее крестили под именем Ребекка.
Неясно, как с Покахонтас обращались в то время. Один ученый предположил, что с ней обходились жестоко, другие наоборот считают, что ее хорошо приняли. Но факты свидетельствуют о том, что к ней были вежливы, и у нее развился стокгольмский синдром по отношению к похитителям. В результате, когда между вождём племени и колонистами было достигнуто соглашение, девушка решила остаться.
Вскоре она вышла замуж за владельца табачной плантации и вдовца Джона Рольфа и, как оказалось, их действительно связывала искренняя любовь. По-видимому, брак также принес пользу обеим сторонам, поскольку между колонистами и коренным населением на 8 лет установился мир. В 1615 году у пары родился ребенок, семья вернулась в Великобританию и на два года поселилась недалеко от Лондона. Во время своего пребывания в Англии Матоака считалась знатной особой и встречалась с королем и аристократами.
В 1617 году семья планировала вернуться в Северную Америку, но во время подготовки к путешествию Матоака заболела пневмонией и вскоре умерла. Ее последними словами были: «Всем суждено умереть, но мне достаточно того, что мой ребенок жив».
Полезно знать
Покахонтас была похоронена на кладбище церкви Святого Георгия в городе Грейвзенд (графство Кент), где сегодня стоит памятник ее короткой, но захватывающей жизни.
Через дорогу от церкви есть большая платная парковка.