Весёлое кладбище: где находится и что посмотреть рядом

Весёлое кладбище

Маленькое городское румынское кладбище с мрачно-юмористическими надгробиями

Детство у меня было слишком коротким. Мне не позволили жить, и своей смертью я навлекла печаль на родителей. Мне пришлось оставить сестру. Дорогая сестра, пока ты жива, позаботься о моей могиле. И пожалуйста, не забывай меня до самой смерти. Потому что у меня была очень хорошая сестра, и мы не могли быть вместе, и я должна была умереть. Детство у меня было слишком коротким. Мне не позволили жить, и своей смертью я навлекла печаль на родителей. Мне пришлось оставить сестру. Дорогая сестра, пока ты жива, позаботься о моей могиле. И пожалуйста, не забывай меня до самой смерти. Потому что у меня была очень хорошая сестра, и мы не могли быть вместе, и я должна была умереть. Здесь я покоюсь. Меня зовут поп Йон Осу. И вы видите, сколько мне лет, но я собираюсь косить траву, и если я приеду, то съем бутерброд с сыром. И после того, как я поем, я возьму серп и буду косить траву, потому что так работает крестьянин. Я прожил 68 лет. Здесь я покоюсь. Меня зовут поп Йон Осу. И вы видите, сколько мне лет, но я собираюсь косить траву, и если я приеду, то съем бутерброд с сыром. И после того, как я поем, я возьму серп и буду косить траву, потому что так работает крестьянин. Я прожил 68 лет. Здесь я покоюсь. Меня зовут Манайла Йон Махумеск, и я был
мальчиком Нани. Таких людей, как я, немного. Я был хорошим и красивым парнем.
Но мне не повезло, потому что я умер молодым, и моё тело теперь гниёт в
земле. Дорогие мать и жена, Бог должен заботиться о вас и моих детях, потому
что я очень любил всех вас. И я жду, когда мы встретимся вновь. Здесь я покоюсь. Меня зовут Манайла Йон Махумеск, и я был мальчиком Нани. Таких людей, как я, немного. Я был хорошим и красивым парнем. Но мне не повезло, потому что я умер молодым, и моё тело теперь гниёт в земле. Дорогие мать и жена, Бог должен заботиться о вас и моих детях, потому что я очень любил всех вас. И я жду, когда мы встретимся вновь. Мужчина обезглавлен венгерским солдатом Мужчина обезглавлен венгерским солдатом

Когда кто-то умирает, память о нём, как правило, идеализируется в сознании тех, кто его любил. Их недостатки прощаются и забываются, а то, как они умерли (особенно если это какой-то нелицеприятный случай), часто замалчивается. Вспоминаются и рассказываются только добрые, хорошие истории об этом человеке. А на надгробной плите написаны общие фразы, часто сводящиеся к «Покойся с миром», а то и просто года жизни.

Совсем по-другому ситуация обстоит в селе Сэпынца, в Румынии. Здесь расположено Cimitirul Vesel или «Весёлое кладбище», где более 600 деревянных крестов раскрывают истории, грязные детали и заключительные моменты жизни тех, кто погребён под ними. На надгробиях с яркими, весёлыми картинками и стихами представлены истории почти всех, кто умер в селе Сэпынца.

На иллюстрированных крестах изображены обезглавленные солдаты и горожанин, которого сбил грузовик. Эпитафии на них до неприличия правдивы. «Под этим тяжёлым крестом лежит моя свекровь, бедняжка... Постарайтесь её не разбудить. Если она вернётся домой, то откусит мне голову».

Стан Йон Пэтраш родился в 1908 году в Сэпынце, а в 14 лет уже начал вырезать кресты для местного кладбища. К 1935 году Пэтраш начал украшать их умными или ироничными стихами об умершем на грубом местном диалекте, а также рисовать изображение умершего, и часто способ, которым этот человек умер.

Стан Йон Пэтраш вскоре разработал свою точную систему символов. Зелёный цвет символизировал жизнь, жёлтый – плодородие, красный – страсть, чёрный – смерть. Фон всегда был тёмно-синий, известный как синий цвет Сэпынца, который, по мнению автора, означал надежду, свободу и небо. Другая символика: белые голуби для изображения души, чёрная птица – для трагической или таинственной смерти.

Сэпынца – небольшое село, которое хранит немного секретов, и часто грязные детали жизни умершего изображались на крестах. На одном из них написано: «Йон Тоадеру любил лошадей. Есть ещё одна вещь, которую он очень любил: сидеть за столиком в баре. В обнимку с чьей-то женой». На кресте возле могилы умершего городского пьяницы изображён чёрный скелет, тянущий умершего вниз, в то время как он пьёт из бутылки с надписью «Настоящий яд».

Пэтраш самостоятельно вырезал, писал стихи и нарисовал более 800 шедевров народного искусства в течение 40 лет. Только ближе к концу его жизни, в начале 1970-х годов, о «Весёлом кладбище», как окрестил его город, узнали в остальном мире, когда французский журналист опубликовал о нём статью.

Стан Йон Пэтраш умер в 1977 году, он сам вырезал свой собственный крест, а свой дом и работу завещал самому талантливому ученику, Думитру Попу. С тех пор на протяжении трёх десятилетий он продолжал работу: вырезал кресты на кладбище, а также превратил дом в мастерскую-музей Весёлого кладбища.

Одна известная эпитафия гласит:

Под этим тяжёлым крестом / Лежит моя свекровь, бедняжка... / Если бы она прожила еще три дня / То здесь лежал бы я, а она это читала / Вы, проходящие мимо / Постарайтесь её не разбудить / Если она вернётся домой / То откусит мне голову / Но я сделаю всё / Чтобы она не вернулась / Оставайся здесь, моя дорогая свекровь.

Несмотря на такую мрачную комедию или просто тёмные тона крестов, Думитру говорит, что никто никогда не жаловался на его работу. «Это реальная жизнь человека. Если он любит выпить, вы так и говорите; если он любит работать, вы так и говорите... в маленьком городке не скроешься... семьи на самом деле хотят, чтобы истинная жизнь человека была представлена на кресте». Есть лишь одна претензия к его творчеству – оно может повторяться. «Их жизни были одинаковыми, но они хотят, чтобы их эпитафии были разными».

В румынской книге под названием «Кресты Сэпынцы» перечислены все эпитафии с кладбища, а также их описания и смысл.

Полезно знать

Двигайтесь в сторону города Сигет. Приехав в Сэпынцу, в центре села, нужно повернуть направо. Там будет указатель, который покажет вам точный маршрут.

Где остановиться

Места поблизости

Может быть интересно

  • Кладбище Бутхилл

    Это сегрегированное кладбище в Тумстоне приоткрывает окно во времена Дикого Запада