История скального лабиринта Луизенбург в немецком Вунзиделе начинается 240 млн лет назад, когда в гористой местности появилась лава. После того, как лава затвердела и кристаллизовалась, эрозия начала медленно разрушать более мягкие породы, округляя твердый гранит и формируя заболоченную, лесистую местность, усеянную гигантскими камнями и валунами, пещерами и плато.
Перенесемся в 1790 год, когда по всей Европе распространилось увлечение ранним романтизмом, и жители Вунзиделя начали осушать территории, прокладывать дорожки и вырубать лестницы, медленно превращая заболоченный и скалистый лес в романтическую страну чудес, вдохновленную английскими садами.
Проект лабиринта финансировался постоянным посетителем местных бань, бароном фон Карловицем из Регенсбурга, который также оставил на скалах несколько надписей. Первая часть лабиринта заканчивалась разрушенным замком и логовом бывших грабителей под названием Люксбург, которое прозябало среди камней и валунов как минимум с 1352 года. Конец лабиринта был отмечен словами, высеченными в скале: «Ни шагу дальше» («This Far and no Further»).
В 1805 году этот район впервые со времени установления контроля Прусской короны над этими землями посетил король Пруссии Фридрих Вильгельм III, и мэр соседнего Вунзиделя доктор Иоганн Георг Шмидт переименовал Люксбург и прилегающую территорию в Луизенбург в честь прусской королевы Луизы. Мэр также инициировал расширение лабиринта, однако проект был временно остановлен в связи с наполеоновской оккупацией 1806-1810 годов.
После войны трое сыновей Шмидта, в том числе Флорентин Теодор Шмидт, разбогатевший на торговле сахаром, взялись за работу по расширению лабиринта. Сегодня на нескольких скалах в Луизенбурге можно встретить надпись «FTS» (Florentin Theodor Schmidt). Застройка Луизенбурга была завершена в 1820 году. Здесь были проложены новые дорожки, установлены скамейки для отдыха, на гранитных скалах были нанесены многочисленные поэтические надписи и построен театр под открытым небом. Скальные образования получили такие интересные названия как «Три брата», «Шляпа Наполеона», «Сахарная голова» и «Лестница дьявола».
Театр под открытым небом несколько раз расширялся и модернизировался, и по сей день в летний сезон здесь проводятся спектакли. Предположительно, пьесы здесь ставились задолго до появления скального лабиринта. Считается, что первые спектакли играли в природном пещерном театре еще в 1665 году как часть фестиваля Маргаретен, что делает Луизенбург Фестшпиле старейшим из существующих летних театров в Германии.
По мере продвижения по лабиринту становится все труднее ориентироваться. Сначала вы идете по широким дорожкам, имея возможность пользоваться небольшими обходными путями, чтобы побродить по различным интересным местам и небольшим пещерам, некоторые из которых покрыты светящимся мхом. Но по мере того, как вы приближаетесь к вершине лабиринта, вам приходится протискиваться через узкие проходы, подниматься по крутым скользким ступеням и сырой земле. Как только вы достигаете конца лабиринта, вас снова встречают новые широкие тропы, по которым вам будет легче пройти. В цивилизацию вы вернетесь умиротворенным. Одна из первых скальных надписей на обратном пути гласит: «Я в Аркадии — я в Утопии».
На пути к выходу вы увидите семиметровую скалу в небольшом пруду. Она известна как «Инзель Гельголанд» и названа в честь острова Гельголанд в Северном море, который занимал особое место в сердце Шмидта. Англичане в свое время использовали Гельголанд в качестве гавани для контрабанды сахара и, таким образом, наладили незаконную торговлю с Германией, несмотря на торговую блокаду, навязанную Наполеоном. Монолит увенчан деревянной пагодой — копией, построенной в 2005 году в рамках масштабной реконструкции парка, приуроченной к двухсотлетию визита королевы Луизы.