На вершине собора Парижской Богоматери восседает задумчивая химера. Смотрящий на Париж Стрикс выглядит совершенно уставшим от суеты в этом городе любви.
Декоративный демон был создан архитектором Эженом Эммануэлем Виолле-ле-Дюком, которому поручили реставрацию собора в XIX веке. Вопреки распространённому мнению, Стрикс технически является гротескной фигурой, а не горгульей, поскольку он не выполняет функцию водосточного жёлоба.
Хотя это и не горгулья, скульптура является частью богатой архитектурной традиции. Концепция химеры берёт свое начало в классической мифологии греко-римского мира и относится к мифическому зверю, который собирает в себе физические характеристики нескольких существ. В средние века архитекторы начали размещать скульптуры химер на соборах и церквях, поскольку считалось, что их гротескные черты отпугивают злых духов и даже дьявола. Таким образом, химера была задумана как своего рода архитектурная сторожевая собака святого места.
Эта архитектурная традиция была возрождена в викторианскую эпоху с романтическими представлениями о славе прежних времён, особенно эпохи Средневековья. Виолле-ле-Дюк вдохновился этим стилем и пытался сознательно возродить и отдать дань уважения прошлому при проектировании готических декоративных элементов.
Парижане часто называют Стрикса вампиром, но на самом деле он не имеет с ним никакого сходства. Считается, что это образ обычного демона.
Полезно знать
С апреля 2019 года после сильного пожара собор Парижской Богоматери закрыт на неопределённый срок. На его восстановление уйдёт немало лет.