Среди пестроты стеклянных небоскребов, безупречно ухоженных магазинов и кафе, глянцевых черных автомобилей, спешащих по улицам людей в костюмах и всего остального, что можно встретить в финансовом районе, 18-тонная скульптура большого пальца буквально торчит на самом виду.
Власти Парижа решили установить авангардную скульптуру в самом центре общественного парка. Прохожие, идущие через крупнейший деловой сектор Парижа Ла-Дефанс, вряд ли ожидают увидеть необычные произведения искусства, но именно их предлагает этот парк. Скульптура «Ле Пус», или «Большой палец», высотой более 12 м и весом более 18 тонн, была создана в 1965 году скульптором Сезаром Бальдаччини.
Сезар хорошо известен своим акцентом на изменении размера и формы объектов, синонимичных современности. Отношения Сезара с технологиями были взаимовыгодными, даже если могли показаться антагонистическими. Распространенными темами в его творчестве были переработка автомобилей и другого металлолома, а также воссоздание природных объектов из промышленных материалов.
Пожалуй, самая известная работа скульптора появилась в форме «раскрытия» своих собственных рук — в частности, большого пальца и его отпечатков. Используя современные методы, Сезар сделал слепок своего большого пальца и создал несколько абсурдно увеличенных копий, которые теперь можно увидеть в парках и музеях по всему миру. Несомненно, самым известным из них является гигантская копия в Ла-Дефанс.
Большой палец Сезара резко контрастирует с изысканным окружением делового района, он обесцвечен и непригляден, не говоря об иных недостатках, присущих природным формам. Возможно, в намерения скульптора не входило создание противовеса глянцевой пелене корпоративных амбиций, проецируемых специально построенным бизнес-парком, но в этом и заключается красота искусства — оно делает все, что хочет.