Скульптуры с изображением лошадей и человеческих фигур — обычное явление во многих европейских городах. Но скульптурная пара, расположенная перед лестницей Национального собрания Республики Сербия, совершенно уникальна.
Ансамбль скульптур, известный как "Играли се коњи вранj" (Играли кони вороные), изображает двух мускулистых мужских персонажей, которые сокрушены копытами двух безудержных жеребцов. Скульптуры являются работой известного местного скульптора Тома Росандича и считаются его шедевром.
Художник никогда не давал официальной интерпретации символизма своей работы, кроме простого утверждения, что оно представляет собой художественное исследование скульптурных форм человеческих и животных тел во взаимодействии. Неудивительно, что это академическое объяснение не помешало широкой публике строить догадки.
Общественное согласие относительно значения скульптур, по-видимому, заключается в том, что они представляют собой простых людей, обнаженных перед властью и подвергающихся давлению и сокрушению от власти. Более того, некоторые люди склонны истолковывать, что положение одной из человеческих фигур, несущей лошадь на своей сгорбленной спине, является аллегорией угнетения, а положение другой фигуры, которая стоит перед лошадью, является символом сопротивления.
Время создания художественного произведения является ключом к теории людей. Скульптуры были установлены в 1938 году. Они были заказаны правительством бывшего Королевства Югославии для украшения площади перед недавно построенным зданием парламента.
Королевству Югославия, созданному в результате беспорядков во время Первой мировой войны, в то время было всего 20 лет. Это было первое воплощение общего государства, которое включало в себя ряд соседних стран, теперь известных как Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония и Черногория.
Власти амбициозного молодого государства сосредоточили свое внимание на своем шикарном новом доме в национальной ассамблее. Но украшение пространства снаружи было всего лишь запоздалой мыслью. У команды, управляющей проектом, изначально была идея украсить площадь парой фигур льва. Но кто-то, по крайней мере со здравым смыслом, возразил, что югославские земли не известны своей популяцией львов, и что набор фигур с лошадьми может быть более подходящим для национального характера.
Росандич был подходящим художником для этой работы. Хотя он родился в хорватском Сплите, но провёл большую часть своей трудовой жизни в Белграде, и он был югославом в полном смысле этого слова. К 1930-м годам он уже был признанным художником и известной фигурой в художественных кругах Белграда. Поэтому, когда его попросили предоставить пару скульптур, изображающих фигуры людей и лошадей в соответствии с национальным характером, он был счастлив. Он скрывал свою работу от общественности вплоть до даты официального открытия, чтобы еще сильнее удивить и восхитить людей.
Полезно знать
Мимо скульптур можно пройти в любое время.