Построенное в 1934 году в престижном районе Лондона Белсайз-парк, здание Исокон является воплощением бескомпромиссности архитектурного модернизма, а также экспериментом над самим образом жизни.
Заказчиками проекта здания стали Джек и Молли Причарды. Они хотели получить новый тип жилья, свободный от буржуазных норм и способствующий развитию равноправного сообщества, что отвечало реалиям нового времени. Архитектор Уэллс Котс использовал для своей конструкции железобетон, в связи с чем она резко выделялась на фоне каменных и кирпичных построек, характерных для эдвардианской архитектуры. Котс стал первым в Великобритании, кто использовал подобный материал для строительства жилого здания. Его выбор был обусловлен социальными взглядами семьи Причардов, которые, в свою очередь, были созвучны тенденциям континентальной Европы, где в то время практиковалась массовая социальная застройка.
Название здания произошло от приемов, используемых Котсом, - изометрической перспективы в сочетании с эстетикой конструктивизма. 32 квартиры, цементный фасад которых покрыт побелкой, располагают выходом на общие балконы, что, в свою очередь, было задумано для поддержания социального взаимодействия и обмена между соседями. В основе проекта лежала идея равноправия и бесклассовости. Ресторан Исокона, находящийся на верхнем этаже, должен был предоставлять питание для каждой квартиры посредством кухонного лифта, тем самым оставляя жильцам больше времени для их социальной жизни, размышлений, интересных дискуссий и работы.
Исокон стал центром модернистской мысли и дизайна Лондона. Известные дизайнеры и преподаватели школы Баухаус в Германии, включая архитектора Вальтера Гропиуса и дизайнера Ласло Мохой-Надя, нашли здесь убежище, когда к власти пришел нацистский режим. Тесно связанный со школой Баухаус Марсель Брёйер спроектировал для квартир модернистскую мебель, используя новые промышленные материалы, среди которых была фанера. В то время здесь можно было встретить мыслителей, писателей, художников и интеллектуалов, которые то приезжали, то уезжали из Исокона.
Подобная обстановка непостоянности и интернационализма способствовала быстрому развитию шпионажа. По некоторым оценкам, в период между 1930 – 1960-ми годами в Исоконе проживало около тридцати агентов советской разведки. На фоне нарастающей волны фашизма либеральная интеллигенция Европы была втянута в противостояние идей, ввиду чего многие жители Исокона ориентировались на пример Советского Союза, идеология которого отвечала их идеалам пацифизма и социализма. Что касается Причарда, то он примкнул к коммунистам несмотря на то, что обучался в Кембриджском университете.
Австриец Арнольд Дейч, также житель Исокона, оказался советским шпионом – создателем знаменитой «Кембриджской пятерки», вербовка в которую часто проходила прямо на скамейке в соседнем Ридженс-парке. Открытие здания было запечатлено фотографом Эдит Тюдор-Харт – она также была советским агентом.
Писательница Агата Кристи переехала в Исокон со своим мужем, археологом Максом Маллоуэном в 1941 году, когда ее корнуоллский дом был реквизирован армией, а ее собственность в Лондоне сильно пострадала в ходе бомбардировок. Существует мнение, что главным вдохновением для шпионских романов Агаты Кристи того периода послужили именно наблюдения из ее жизни в Исоконе.
Здание пришло в упадок в конце XX века. Позже оно было восстановлено, но уже в качестве частого дома. Сегодня на месте бывшего гаража располагается галерея, рассказывающая историю Исокона, в том числе и его связь со шпионами. Также частью галереи являются две комнаты, в которых был сохранен оригинальный дизайн.
Полезно знать
Галерея Исокон доступна для посещения по выходным с 11:00 до 16:00 с марта по октябрь. Также каждый сентябрь во время мероприятия London Open House у посетителей есть редкий шанс побывать внутри квартир в рамках экскурсии.