У Монголии многовековой опыт создания интеллектуальных игр: именно она придумала сложнейшие в мире головоломки и шахматные наборы. Шатар, монгольский вариант шахмат, уходит корнями в Средние века, тогда как более современные головоломки "колючки" (состоящие из взаимосвязанных брусков), датируются 1900-ми годами.
Все достижения монгольской истории ребусов собраны в Международном интеллектуальном музее, или попросту в Музее IQ. Музей создал Тумэн-Улзий, который родился в семье пастухов-кочевников, и, возможно, пошел бы по стопам предков, если бы не его ранняя любовь к логическим играм.
Как-то отец дал ему головоломку "колючку" из шести частей с одной отсутствующей деталью. После того, как мальчик отгадал загадку потерянного бруска, он увлёкся созданием своих головоломок, что впоследствии привело к организации компании по производству логических игр для монгольской молодежи и музея для презентации истории ребусов. Работа Улзия не прошла даром: он был награждён званиями "Лучшего изобретателя Монголии" и "Заслуженного деятеля культуры".
В музее есть несколько паззлов, разработанных самим Улзием, а также редкие ценные головоломки со всего мира. Более 5000 игрушек, ребусов и игр, многие из которых даже разрешено покрутить в руках. Изобретения Улзия в большинстве своем деревянные, по форме напоминающие весёлых диснеевских персонажей и зодиакальных животных. Некоторые изображают значительные фигуры монгольской истории вроде Чингисхана. Самые простые из представленных - обычные модели из шести частей, но некоторые экспонаты в музее содержат все 350. Есть разнообразные головоломки из золота, ценных камней и серебра. Головоломка в форме черепахи предлагает приз в 100 000 долларов тому, кто решит её за ограниченное время. За тридцать лет работы музея никто так и не смог этого сделать.
Монгольские шахматы, другая страсть Улзия, также представлены на выставке Музея IQ. Ювелирная работа по дереву, основополагающий навык для создания запутанных логических игр, представлена в музее через традиционную мебель, украшающую пространство.
Цель музея - не просто систематизировать историю монгольских головоломок, а напомнить посетителям, что любознательность и игры - важная часть тренировки мозга. Посетителям помогает экскурсовод, который показывает фокусы, следит за попытками разгадать головоломки и предлагает возможные решения за несколько секунд.
Полезно знать
Здесь разрешается сделать только одну фотографию общего вида в конце визита. Откройте свой разум вызову логических игр и головоломок, насладитесь чудесным и красивым исполнением экспонатов.