Этот шедевр первоначального владельца и строителя фасада дома Кристиана Хейголда за 175 лет пережил наводнения и чуть не был уничтожен городскими отходами. Он всё ещё стоит сегодня как свидетельство стойкой веры его владельца в американскую мечту.
Кристиан Х. Хейголд был успешным каменотёсом. Он иммигрировал в Луисвилл из Германии в 1850 году и поселился в процветавшем районе Пойнт вдоль реки Огайо к востоку от центра города. Район располагался на участке земли прямо за Ривер-роуд напротив того места, где сейчас стоит фасад здания. В те времена в Пойнт проживали семьи, потомки французских колонизаторов, которые в 1840-х годах переехали в Луисвилл из Нового Орлеана, о чём свидетельствовала местная улица Френчменс-роу (улица Французов), получившая такое название, несмотря на недавний приток богатых иммигрантов из Германии и Ирландии.
Хейголд быстро приступил к строительству своего особняка, завершив большую часть дома к 1853 году. То, что сохранилось сегодня на фасаде здания, - это только малая часть его шедевров из камня. Будучи искусным камнетёсом, Хейголд украсил весь дом изображениями своей семьи в патриотических сценах рядом с бюстами президентов Джеймса Бьюкенена и Джорджа Вашингтона. Фасад - всего лишь пример его мастерства. Хейголд также работал над созданием каменных ступеней старого здания суда округа Джефферсон в Луисвилле.
Несмотря на проявление любви к Америке в работах Хейголда, Луисвилл в середине XIX века был горнилом антииммигрантских настроений. Редактор издания «Луисвилл Джорнал» был членом ксенофобской партии «Ничего не знаю» и вёл продолжительную газетную кампанию против немецких и ирландских иммигрантов-католиков в Луисвилле. Эта напряжённость достигла апогея 8 августа 1855 года, когда толпа протестантов напала на сотню преимущественно ирландских и немецких предприятий и домов, что привело к гибели 22 человек. Хотя за этот жестокий бунт никто так и не был наказан по закону, инцидент назвали «Кровавым понедельником», а его события оставили неизгладимый след в демографическом составе Луисвилла и, бесспорно, разрушили чувство принадлежности и общности, которое Хейголд выражал в своём новом доме в Кентукки.
Хейголд, украшая свой дом патриотическими сценами, пытался на фоне безудержных антииммигрантских настроений заявить о своей принадлежности стране. Даже сохранившаяся лишь четвёртая часть первоначального особняка изобилует деталями и элементами, выражающими преданность Хейголда американским идеалам. Над центральным окном на втором этаже виднеется бюст Джеймса Бьюкенена, 15-го президента США (1857-1861 гг.). Хейголд решил изобразить именно Бьюкенена не только потому, что он в то время боролся за пост президента, но и потому, что иммигранты уважали Бьюкенена за его работу против партии «Ничего не знаю». По обе стороны от бюста красуются надписи «Да здравствует Бьюкенен, отныне и навсегда!» и «Союз навеки. Да здравствует Союз навеки! Никогда не рушьте его».
На декоративной перемычке над дверью Хейголд вырезал из камня изображение Джорджа Вашингтона в окружении богини правосудия и богини культуры, а под ними, прямо над дверью, надпись «Да здравствует город Луисвилл!». Однако Кристиану Хейголду, отдавшему все свои силы на строительство, недолго было суждено наслаждаться новым домом. Он умер в 1865 году, оставив особняк своему сыну Чарльзу. С кончиной старшего Хейголда начались почти полуторавековые «страдания» дома и его окрестностей.
Через несколько месяцев после завершения строительства дома Хейголда власти Луисвилла отвели от центра города канал Беарграсс-крик, врезав его в район Пойнт, и начали переселять людей из наиболее пострадавших от перепланировки частей Пойнта, поскольку отведённый канал оказался серьёзной угрозой подтопления для и без того низкого берега реки. Пойнт стало затапливать почти каждый год, что изменило социально-экономический характер района, а город оказывал всё меньше поддержки пострадавшим от наводнения. Отсутствие муниципальной помощи особенно ярко проявилось после мощного наводнения 1937 года. Район Пойнт был сильно разрушен, а власти города решили прекратить восстановление и поддержание муниципальных служб из-за постоянных проблем с подтоплением.
К 1953 году город Луисвилл начал скупать и сносить недвижимость в Пойнте, чтобы расширить свалку, которая уже несколько лет подбиралась к этому району. К тому времени Пойнт уже практически перестал существовать, здания были снесены, а территории засыпаны городскими отходами. Остался лишь фасад дома Хейголда, который недавно был внесён в Национальный реестр исторических мест.
К 2000-м годам свалку расчистили, но дом Хейголда продолжал стоять напротив Ривер-роуд в пустынном районе Трастон-парк. В 2007 году прилегающие территории были проданы под строительство элитного жилья, а фасад весом 32 тонны аккуратно перенесли через Ривер-роуд на его нынешнее место.
История особняка Хейголда в значительной степени построена на его изначальном непризнании и последующем принятии в большую историю города Луисвилла. Возможно, Кристиану Хейголду было бы приятно узнать, что фасад его дома занимает центральное место на новой общественной набережной Луисвилла неподалёку от моста Большой четвёрки, который не так давно сделали полностью пешеходным, и парком Уотерфронт, а также рядом с местом, где через несколько лет будет построен ботанический сад Луисвилла. Перефразируя слова знаменитого уроженца Луисвилла Хантера С. Томпсона, скажем, что дом Хейголда сохранился и стал символом истории Луисвилла, потому что он слишком редкий, чтобы умереть.
Полезно знать
Припарковаться можно примерно в километре к западу от дома Хейголда по Ривер-роуд в сторону центра Луисвилла. На северной (ближайшей к реке Огайо) и южной сторонах улицы есть две общественные парковки. От них проложены удобные тротуары, так что вы сможете, оставив машину, спокойно прогуляться до места пешком.
Фасад дома в окружении цветочных клумб стоит прямо посреди проезжей части, поэтому, если хотите ближе рассмотреть его, нужно перейти на участок кругового перекрёстка, через который не ездят машины.
Парковки находятся у восточной части парка Уотерфронт, который вы также можете посетить в хорошую погоду, а затем прогуляться через реку Огайо по пешеходному мосту Большой четвёрки. Мост доступен для инвалидов.