Создание огромного скульптурного святилища в Генуе (Италия) - инициатива движения, сторонники которого боролись за прекращение захоронений в церковных дворах и склепах и отвечали за крупные кладбища-парки в Париже и Лондоне.
В 1804 году в Сен-Клу Наполеон Бонапарт был провозглашен императором и правил в том числе и Северной Италией. После эпидемии холеры 1835 года служители церкви начали освобождать катакомбы, переполненные телами. Новые захоронения заняли все оставшееся городское пространство. И, наконец-то, правительство разработало план монументального кладбища на окраине города.
Известный генуэзский архитектор Карло Барабино разработал проект кладбища Стальено в неоклассическом стиле. Введено в эксплуатацию кладбище было в 1851 году. Компромисс между формальностью традиционной планировки «кампосанто» и новомодным стилем дикой природы «боскетто иррегуларе», характерным для Пер-Лашез в Париже, включал в себя монастыри, садовые дорожки и репродукцию знаменитого Римского пантеона. Новое кладбище быстро стало «модным» местом захоронения и все чаще становилось витриной для скульптур мирового класса.
Побывав в Генуе, Марк Твен написал:
«....мы еще будем помнить его, когда уже забудем дворцы. Это огромная мраморная колоннада, квадрат внутри которой ничем не занят; пол сложен из мраморных плит, и на каждой - надпись, ибо каждая плита скрывает могилу. Когда идешь посередине колоннады, по обеим сторонам тянутся памятники, гробницы, статуи чудесной работы, полные изящества и красоты. Они совсем новые, белоснежные; каждая линия безупречна, лица в полной сохранности, нигде ни царапины, ни пятнышка, ни изъяна; и поэтому нам нравятся эти уходящие вдаль ряды прелестных скульптур гораздо больше испорченных, грязных статуй - уцелевших обломков античного искусства, которые выставлены в галереях Парижа для всеобщего поклонения».
Искусство кладбища тесно связано с возникновением художественного реализма в 1850-х годах. Сейчас оно славится своими плачущими ангелами и скорбящими вдовами, а также крайне реалистичными изображениями скорбящих и умерших в современной одежде, которые заслужили прозвище «говорящие статуи».
К концу XIX века кладбище стало не только популярным местом захоронения, но и туристической достопримечательностью с экскурсиями и буклетами.
Совсем недавно одна из гробниц приобрела известность как обложка альбома Closer британской группы Joy Division, выпущенного после смерти вокалиста Яна Кертиса. Гробница семьи Аппиани - работа скульптора Деметрио Паэрнио, изображающая скорбящую семью на смертном одре.
Еще одна всеми любимая скульптура - живая статуя Катерины Камподонико, крестьянской торговки орехами, которая все свои деньги откладывала для создания своей роскошной могилы, на которой она изображена такой, какой была в жизни, держащей в руках грецкие орехи.
Полезно знать
Добраться к кладбищу можно на автобусе №34 от Стационе Принчипе. Чтобы найти гробницу Аппиани, пройдите через главный вход и зайдите во второй коридор слева. Гробница Аппиани будет первой справа.