В тени горных хребтов центрального плато Мексики лежат загадочные древние руины, известные археологам как Чалькацинго. Это место было свидетелем расцвета древнейшей из известных мезоамериканских цивилизаций - ольмеков, которые практиковали религиозное поклонение ягуару, главному хищнику региона.
Как выяснили археологи, этот район был впервые заселён примерно в 1500 году до нашей эры, а к 900 году до нашей эры появилась сложная культура. Местные жители строили террасы, на которых выращивались основные сельскохозяйственные культуры, такие как кукуруза, и поливались ручьём, стекавшим с гор. Этот источник воды, очевидно, имел важное значение как для первых жителей, так и для более поздних групп поселенцев этого района, что отражено в названии, которое ацтеки дали городу. Чалькацинго с языка науатль переводится как «Место священной воды».
Культура древних народов, которые первыми заселили Чалькацинго, остаётся загадкой, но к ней есть несколько подсказок. Руины наполнены произведениями искусства и архитектуры, характерных для ольмеков, которые в основном были сосредоточены в тропических низменностях южной и центральной Мексики. Это говорит о том, что древние жители долины Морелос были либо ольмекского происхождения, либо каким-то образом находились под сильным влиянием этой ранней цивилизации. Географическое расположение Чалькацинго также предполагает, что этот район находился на перекрёстке торговых путей, которые связывали ольмеков на побережье залива с культурами долины Мехико и отдалённых регионов, например, с мескала из Герреро и цивилизацией сапотеков из Оахаки. Существует предположение, что этот район изначально играл роль торгового поста у ольмеков и в конечном итоге превратился в город, в котором в период его расцвета проживало от 500 до 1000 человек.
Резкий упадок города произошел в 500 году до нашей эры, совпав с общим крахом цивилизации ольмеков в тропических низменностях. Крах этот вызван был, вероятно, последствиями давних экологических катастроф, которые негативно повлияли на сельское хозяйство, что привело к массовому голоду. Хотя эти бедствия напрямую не коснулись жителей Чалькацинго, считается, что они, скорее всего, пострадали экономически и культурно, поскольку торговля прекратилась, далёкая материнская культура исчезла, а её города постепенно поглотили густые джунгли.
До краха цивилизации в центре ольмекского мировоззрения было религиозное почитание силы ягуара, главного хищника региона. Повсеместное изображение этой дикой кошки встречается на большинстве артефактов, обнаруженных при археологических раскопках поселений ольмеков, и Чалькацинго не стало исключением. Большинство стел, найденных в этом месте, покрыты образами свирепых клыкастых и богато украшенных ягуаров, что указывает на то, что ольмеки принесли в регион свои традиции почитания этих кошачьих. На некоторых стелах ягуары изображены со странными морфологическими формами или участвующими в загадочных обрядах. Например, один из них нарисован с острым орлиным клювом и сильно напоминает грифонов из мифологии Старого Света. Ещё один ягуар изображён с характерными антропоморфными чертами оборотня и показан в процессе жестокого нападения и потрошения несчастного кричащего человека.
Исторически ягуар и родственная ему пума были типичными представителями фауны этого региона, которые бродили по сосновым лесам и горам, охотились на оленей и пекари, и, возможно, иногда на людей. Однако эти некогда почитаемые дикие кошки, со временем вымерли в штате Морелос из-за чрезмерного отстрела и потери среды обитания. Сегодня только их призрачное подобие можно увидеть на древних руинах Чалькацинго.
Полезно знать
Археологический объект открыт по понедельникам и вторникам с 10:00 до 17:00, а по выходным - с 9:00 до 18:00. Стоимость посещения составляет 55 песо.